Найти тему

Табу на деньги

187 прочитали

Прочла я как-то одну небольшую заметку. Интересную и весьма эмоциональную. Про деньги. А именно, о воровстве в масштабах государства. Нет, я не собираюсь писать об этом. Я даже не буду про политику. Хочу порассуждать совсем о другом.

Начать же лучше всего будет с того кусочка, который натолкнул меня на сегодняшние мысли. Вот он: «Вы у родительского комитета в школе/садике чеки и траты спрашиваете? Отчёта требуете за свои денежки? Почему бы и кое-кому повыше не отчитываться за те деньги, которые им доверили?» Намекалось в данном случае на то, что ничуть не стыдно интересоваться у государства, куда идут твои и не только твои налоги, а ещё почему в такой богатой на ресурсы и мозги стране денег нет.

И вот это натолкнуло меня на мысль интересную. А ведь не только в таких моментам люди стыдятся говорить про деньги. На более мелком уровне в ежедневных бытовых моментах оно точно так же.

Сначала приведу примеры, близкие к той теме, с которой родилась идея данного текста.

Даже доходит до того, что на собрании родкомитет прооосит: "ну, хоть кто-нибудь, посмотрите чеки". А люди стыдливо отводят глаза.

А ведь на уровне школ и садов многие так же стыдливо опускают глаза, как только речь заходит о финансах. В школе, где учится моя старшая дочь, мы с первого класса сдавали деньги. Грубо говоря, на повышение квалификации преподавателя. Все педагоги, которые по программе «21 век» ведут занятия, регулярно проходят обучение в одном конкретном институте. За счёт родителей. В сумму, которую мы сдаём (добровольно, не заставляет никто)входят ещё некоторые моменты, но это не имеет значения. А значимо то, что раз в полгода сдавалась определённая сумма денег. И отдавалась учителю, который переводил, куда нужно. А перед зимними каникулами прошлыми, когда надо было сдать за оставшиеся месяцы, выяснилось, что институт этих денег не видел в том году. То есть непонятно, куда они тогда ушли.

Нет, речь не о гигантских суммах. Порядка трёх тысяч за ребёнка. В классе порядка тридцати детей. Как-никак, в целом цифра не так и мала. Ушли эти деньги в никуда. Точнее, ушли не туда, куда должны были отправиться. Как вы думаете, вернулось ли оно к родителям? Да. Но не всем. Было сказано, что желающие могут свои денежки забрать. Вернули лишь особо настойчивым. Кто-то решил не заморачиваться, а кто-то просто постеснялся показаться особо меркантильным и не пошёл за своими тремя тысячами. Некоторые из тех, кто не забирал, косо глядели на тех, кто попросил вернуть положенное.

Или другой пример. В детском саду периодически на что-то, да собираются деньги. Без принудиловки. Добровольно. И всякий раз, как дело на собрании доходит до того, что родительский комитет предлагает поглядеть в папку со всеми отчётами, люди отводят глаза. Не потому, что не понимают в цифрах. Просто о деньгах говорить неудобно.

То есть у нас, в принципе, стыдно интересоваться судьбой своих денег.

Недавно я писала про благотворительность. В откликах на него об этом тоже было. Мол, сдал на инвалидную коляску, а потом как-то неудобно спрашивать, купили ли.

Это и во всём. Мамам (и папам, кстати тоже) стыдно требовать алименты на ребёнка. Вплоть до того, что лучше на паперть, чем за тем, что положено по закону. Многим стыдно потребовать от государства положенные бесплатные услуги.

Соседу стыдно спросить у другого соседа, когда долг вернёт. А вместе этим соседям стыдно потребовать с ЖЭУ вкрутить лампочку, которую по договору они обязаны вкрутить. Причём ЖЭУ и не противится лампочкам. С радостью придёт человек и сделает. Но неудобно заявку подать. Проще самому купить и ввинтить.

Работнику стыдно спросить начальство об оплате сверхурочных. А начальству стыдно сказать, что оно не намерено оплачивать канцтовары для всего семейства работника.

На днях в рамках проекта Россия пишет одна участница высказалась о том, как её порой подводят ученики. Она даёт частные уроки иностранного языка. И разумеется, составляет расписание. Кому-то приходится отказать, если место занято. Приходится порой отказываться от личных дел, чтобы кого-то в это расписание вписать. А потом оказывается, что некоторые внезапно не приходят. И таким образом человек лишается не только времени, но и части заработка. Ведь оперативно менять планы, чтобы потратить освободившийся час с пользой сложно. А про деньги всё понятно. Нет урока – нет оплаты.

И вот автор пишет, дескать можно было бы брать со всех предоплату, но она же добрая, поэтому так не делает.

А мне кажется, что дело не только в доброте. Просто деньги – слишком скользкая тема. Откуда у меня такое предположение? Во-первых, если ты что-то делаешь по доброте душевной, то идёт оно обычно от чистого сердца и не сопровождается осадком в виде недоумения, обиды, раздражения и прочих ощущений. Во-вторых, у меня слишком много таких вот знакомых.

Им всем сложно назвать свою цену при устройстве на работу, установить расценки за свои услуги, заявить о том, что время не бесплатно, потребовать предоплату или, наоборот, попросить сделать небольшое тестовое задание со скромной ставкой, прежде чем делать крупный заказ. У кого-то это всё проявляется. Но это редко. Чаще проблемы с чем-то одним.

И вроде бы, что страшного в том, чтобы обсудить необходимость предоплатной системы? Ничего же. Но это же ты, типа, человеку не доверяешь. Да и со стороны клиента есть простор для обид. «Я болел/хоронил хомяка/чинил авто! Почему я обязан платить? У меня же уважительная причина. Я не получил услугу и ничего не должен!»

Вообще, денежная тема, пожалуй, более табуирована, чем разговоры про секс. Только не стоит сейчас произносить троекратное «ха-ха», дескать о сексуальности давно открыто кричат на каждом перекрёстке. Ну, кричат, да. Так это лишь подтверждает наличие табу. О том, что искренне считается нормальным и естественным, нет необходимости орать во всё горло или шептаться по углам. Об этом можно говорить спокойно и открыто. Без провокаций и горячих споров.

Раз уж затронула секс, пройдусь чуток и по нему. У меня довольно много знакомых, у которых есть дети. Дети старше десяти лет. То есть те, с которыми пора или вот-вот будет пора обсудить вопросы созревания и нюансов отношений между мужчиной и женщиной. Как вы думаете, что большинство этих родителей отвечает в ответ на вопрос том, как правильно поговорить? Вот фраза одной подруги: «Ну, я надеюсь, что она сама уже что-нибудь знает. А если не знает, то сейчас же и интернет, и подружки, наверное, что-то слышали. Расскажут. Или сама спросит».

Девочке её почти четырнадцать. И речь шла не столько о половом просвещении даже. О менструациях. О том, как правильно преподнести, чтобы и не напугать, и понятно было. Да и вообще, как только чадо начинает пытать маму с папой на предмет того, откуда он взялся, родители тотчас начинают краснеть, бледнеть и отшучиваться. Это ли не показатель? И нет, я это не к тому, стоит или нет, делать данную тему открытой.

Так вот, вернусь к деньгам. Деньги в понимании многих – это нечто грязное и неприличное. Говорить о них не как о чём-то отстранённом? О, нет.

Даже друзья стараются обходить вопросы про финансы. Сказать, сколько ты зарабатываешь в год или в месяц? Ой, ну как же?! Ведь если это окажется совсем скромная цифра, ты можешь оказаться на фоне остальных эдаким неудачником. Ещё и жалеть тебя будут. А коль скоро, твой годовой доход превышает всего-то миллион, это тем более стыдно. Это ж ты хвастаешься перед приятелями. Ии, что ещё страшнее, задеваешь их чувства, пробуждаешь зависть, заставляешь ощущать себя лузерами. Наблюдала пару раз такую картину. Говорит моя подруга, что зарплата её составляет около ста тысяч в месяц. И краснея, опускает глаза в пол. Лишь из-за того, что у остальных присутствующих месячный доход варьируется от десяти до тридцати тысяч. И ведь человек не украл. Заработал. Честно зарабатывает. И пашет хорошо так за эту сумму. И шёл к такой зарплате не один год. Но это же стыдно. Стыдно иметь деньги. Стыдно иметь мало денег. Стыдно иметь много денег.

Или сидит дружеская компания. И тут один говорит о том, что хотел бы сменить работу. И просто так сказать о том, что он хочет больше денег, это ж не комильфо. Совсем. Нужно добавить, что на деле имеется жажда к саморазвитию, например, к освоению новых горизонтов. Даже потенциальному новому работодателю не говорят о том, что хотят денег и меняют место в надежде на увеличение доходов. Стыдно хотеть денег. Стыдно хотеть больше денег. Не в деньгах счастье. Счастье не купишь.

Или возьмём людей творческих профессий. Среди них очень много тех, кто не способен адекватно оценивать свой труд. Сама этим грешу. «Ну, себестоимость же крохотная. Добавить к ней процентов двадцать. Ну да, часовая ставка у уборщицы при таком раскладе выходит выше, чем у меня. Но что поделать?»

Есть у тебя друг-сантехник. Просишь ты его подтянуть чего-то, да заменить. Приходит, тратит время. Тратит ресурс. И ты ему предлагаешь денег, но тебе при этом как-то неудобно. Ты, вроде как, и отблагодарить хочешь, но и как-то некрасиво другу и деньги совать. Друзей же не купишь. И он тоже, вроде как, и не возражал бы, чтобы труд был оплачен. Или повозражал бы для приличия. Но принял бы с радостью вознаграждение. Как-никак выходной потратил. Мог с семьёй побыть, а не с твоими трубами водопроводными. Но неудобно же. Стыдно.

А долги? Тут можно не один десяток листов исписать о том, как люди стесняются попросить, предложить, дать, взять, попросить возврата, вернуть, если по какой-то причине срок возврата истёк. Впрочем, не буду об этом.

А подарки? Не обидеть дорогим. Не обидеть дешёвкой. Суметь принять, не взирая на цену.

Или вот возьми я сейчас, да начни размещать у себя на странице рекламу. Или записи «заказные». (А что? У меня количеств просмотров неплохое. И прочая статистика красивая). Или в конце этого текста выдам ссылку продающую. Хорошая такая часть обитателей френдлиста скажет «фу». Некрасиво пихать рекламу. Нехорошо заманивать людей сказками, да стихами, а потом на них наживаться. Думаете, так никто не скажет? Ещё как скажут! Проходила я эту историю в стародавние времена, раскручивая чужие личные странички. Просто так поделиться хорошей идеей, инструкцией, красивыми фотографиями, чем-то ещё – это можно. А вот оборвать статью и предложить купить продолжение – «фу».

А уж сколько запретов про деньги включается там, где речь идёт о любви! Это уже запрещённая тема для некоторых. Особенно стыдно быть женщиной и хотеть, чтобы твой мужчина имел деньги (если не сейчас, то в перспективе). Это же ужас! Меркантильность в чистейшем виде! Стыд и позор такой.

Это вам не работник – работодатель или продавец – покупатель. Здесь нет правил. И любовь же не купишь.

Мужчина, поднимающий тему денег в семье, он может прослыть жадным или, что пострашнее будет, неспособным содержать семью. Женщина, которая осмеливается говорить о финансах, может показаться алчной или транжирой. А уж сколько скандалов и разрушенных браков можно наблюдать из-за денег! Конечно, лучше промолчать. Обойти. Не заикаться даже.

Но, простите, никакая любовь не переживёт вечный экономический кризис? Рая в шалаше не бывает. Бывает, но не вечно. А уж в шалаше с детьми – это и вовсе нечто почти нереальное, ежели без перспектив. Шалаш можно пережить, но не делать его пределом мечтаний.

Меж тем, деньги – это универсальный инструмент. И я не только про обмен купюр на мамонтов. С их помощью можно оценить всё. И да, готова ловить сколь угодно много тапок и томатов, но даже любовь. Как же? Легко!

Давайте я на своём примере?

Я много что для удобства перевожу в деньги. Вот я три часа писала этот текст. При том, что могла бы за это время склепать несколько статеек на продажу. Стоит ли оно того?

Или вот про работу. Иногда я погружаюсь в сплошной цейтнот. А иногда у меня пусто и глухо. И нет заказов, и те, с кем работалось годами, решают свернуть или перепродать своё дело. Бывает. И вот я в таких случаях наслаждаюсь. Чем? Наличием свободы. Времени. Как сейчас.

Понятнее? Легко! Например, в периоды цейтнота мой день загружен под завязку. К чему это ведёт? К тому, что я предпочитаю купить в магазине почищенную картошку по цене, допустим, сто двадцать рублей за килограмм. Вместо обычной, которую ещё чистить надобно и мыть, зато по десять рублей за кило. Я же смогу эти сэкономленные на картошке десять минут потратить на то, чтобы заработать эти сто рублей. Условно, конечно, но принцип именно такой. Так вот, я наслаждаюсь возможностью не купить эту картошку без кожуры. Возможностью прокатиться на самокате и не платить за радости жизни. Ведь, в цейтноте нет времени на бесплатные удовольствия.

Деньгами очень легко измерить время. К примеру, если меня зовут подружки в кафе. И я понимаю, что при этом мне потом придётся отработать это время, допустим, ночь или же перепоручить свою работу другому. И перепоручить за большие деньги, чем я за неё получу. Если к этому приплюсовать ещё стоимость няни, когда нет других вариантов, сразу хорошо так видна ценность дружбы. Ради кого-то я не готова на такое. Ради других готова.

Принимая любые решения, я в первую очередь считаю, во сколько они мне обойдутся в денежном эквиваленте. После этого я перевожу деньги в часы. Сколько часов мне нужно потратить на такси и кофе с тортиком? Или сколько минут, в зависимости от того, как у меня сейчас с работой. А сколько часов или минут я потеряю, если сейчас от кофе с тортом откажусь и дотяну так до выгорания, когда ничего не только не буду хотеть, но и не смогу делать? А если вместо такси я пойду пешком? Стоит ли оно того? Час прогулки или час, допустим, за работой. Чего я хочу сейчас? Гулять и сэкономить время (деньги)? Или ехать и потратить время (деньги)? И тут всё не так однозначно, как кажется. Когда такие вот мелочи ты переводишь на часы рабочие, ты лучше понимаешь, чего хочешь.

Или с творчеством, которое на заказ. Вот эту штуковину, на которую я потратила шесть часов, у меня хотят купить за триста рублей? Простите, но оно не продаётся. Три сотни рублей – это себестоимость, плюс двадцать процентов. А как же мои шесть часов? Мелочи? Сделайте себе самостоятельно. Потратьте свои шесть часов, раз ваше время стоит так мало.

Про любовь обещала? Легко!

Был у меня опыт отношений, когда чтобы уйти на свидание, нужно заплатить няне за ночь. Пока оно было раз в месяц, было нормально. Когда переросло в почти каждый день, я поняла, что готова застрелиться. На оплату няни на раз нужно отпахать лишних шесть часов в день. Ну и встречи, они дают заряд энергии, но и отнимают силы. И время. И ребёнок меня не видит. Я работаю. Приводить к себе? В однушку с детьми? Не, не хочу. С детьми к нему? Большинство одиноких мужчин тоже живёт на скромной площади. Им больше не нужно. Сразу в ЗАГС бежать и квартиры менять на одно общее жильё? После первого свидания? А лучше до него? Вот оно и про любовь. Но могу и продолжить. Если я разгружаю дни, то прихожу к банальному «не хватает денег». У меня есть возможность разгрести и освободить любой день, поработав ночью, к примеру. Или в ущерб возможности что-то купить. Но это должно быть не просто про любовь. Это должно быть очень про любовь.

Но что это я только о себе? Деньги — это, чем можно измерить энергию и время. Это не грязь. Грязными их могут делать люди. Это нормально хотеть денег. Они дают свободу. Я перевожу из во время. Но можно в любой ресурс, ценный для вас. Мало кто хочет денег ради денег.

Жаль, что не все это понимают. Но многие. Это радует. Но хотелось бы, чтобы меньше людей стыдилось денег. И у себя это проработать бы ещё, да.

И да, под этим текстом тоже скрывается заветная кнопочка. А вдруг, кто-то оценил? А?

Прочла я как-то одну небольшую заметку. Интересную и весьма эмоциональную. Про деньги. А именно, о воровстве в масштабах государства. Нет, я не собираюсь писать об этом. Я даже не буду про политику.