С приходом власти Советов, церковь утратила свой авторитет. По всей стране закрывались, а затем и разбирались церкви и храмы.
Таганрог не остался в стороне.
1. Церковь св. Архангела Михаила
В 1923 году закрыта церковь св. Архангела Михаила на Ярморочной площади (ныне — площадь Восстания).
Храм был спроектирован в древнерусском стиле. Он представлял собой каменное здание длиной 50 метров, в плане напоминающее крест. Крыша была железная. В центре помещался большой купол, его окружали четыре маленькие главки. Территория Архангело-Михайловской церкви занимала участок вдоль Кладбищенского переулка (ныне пер. Смирновский) между улицами Монастырской (Александровской) и Гимназической (Октябрьской). Главный вход был с Кладбищенского переулка. К железнодорожному вокзалу она выходила торцом с боковым входом. Весь участок был огорожен металлической оградой на каменном основании. Богослужения в новом храме начались в феврале 1878 года.
Церковь была разобрана. Кирпич пошёл на строительство рабочего клуба металлистов, а щебнем засыпали болотистую почву в районе бывшей Лесной биржи.
На цокольном фундаменте с использованием оставшейся части колокольни в 1932 году был построен Таганрогский молочный завод
2. Скараманговская церковь
25 сентября 1929 года в резолюции, принятой на собрании рабочих кожевенного завода, было записано: «Освободиться от рассадников мракобесия». В 1931 году закрыта и разобрана церковь Иоанна Предтечи. Теперь на ее месте главное управление ОМОН по г. Таганрогу (Таманский пер.№ 9).
Церковь была заложена 14 мая 1903 года у пересечения улицы Амвросиевской и 2-го Кожевенного переулка. Проект храма был составлен местным архитектором С. И. Гущиным. Церковь была построена через год.
3. Церковь Петра и Павла
В 1934 году на Мясницкой площади закрывается церковь Петра и Павла. Храм закрыли и передали для проживания цыганам. В это время цыган насильственно принуждали к оседлому образу жизни. По прошествии двух лет цыган переселили, а в здании церкви устроили картонажную фабрику. В 1936 году храм был разобран на кирпичи для строительства местной школы.
16 мая 1896 года было освящено место строительства храма. Храм начали строить в 1896 году, в 1899 году заложили фундамент, к середине 1900 года были возведены до окон стены, к середине 1900-х годов были полностью возведены стены. Строительство поддерживалось на средства купца П. П. Шилова, который затратил на неё 30 тыс. рублей. Иконостас также был изготовлен на средства купца Петра Шилова, который обошелся ему в 10 тысяч рублей.
Построенный храм апостолов Петра и Павла стал самым высоким в Таганроге. Храм был выполнен в «русском» стиле, в формах и по мотивам древнерусской архитектуры XVII века. Его освящение состоялось 17 сентября 1906 года.
4. Церковь во имя св. Митрофана
В 1936 году была разобрана на Александровской (ныне Красной) площади.
В 1922 году из храма изъяли золотые и серебряные ценности, иконы с желобами, в 1933 году по решению горсовета (по проекту на этом месте было намечено строительство театра) церковь была закрыта и в ней разместили артель «Труд слепых», а с 1935 года началась разборка; в 1936 году церковь во имя св. Митрофана окончательна разрушена.
Сейчас примерно на этом месте находится Молочный павильон Центрального рынка.
5. Собор Успения Пресвятой Богородицы
С 1931 года начинается уничтожение Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборной площади (построена в 1790 году). В 1938 году церковь уничтожена, на ее месте устроены общественные уборные. Соборную площадь застроили в четверо, и с 1952 года назвали Октябрьской. Недалеко от места. где стоял храм, теперь стоит Ленин.
6. Таганрогская Синагога
26 апреля 1923 года здание синагоги Окрисполком национализировал и устроил там «Интернациональный клуб нацменьшинств». В конце 1980-х годов на месте синагоги было выстроено девятиэтажное здание студенческого общежития Таганрогского авиационного техникума. Здание стало «трещать», было признано аварийным ещё на этапе строительства и не принималось в эксплуатацию до 2005 года, пока его не передали на баланс Таганрогского государственного радиотехнического университета. Затратив на капитальный ремонт 45 миллионов рублей, радиоуниверситет в феврале 2007 года открыл в отремонтированном здании студенческое общежитие № 7.
Строилась она в 1859-1876 годах по проекту таганрогского архитектора Михаила Петрова. 15 марта 1857 года архитектор Петров направил в строительный комитет рапорт: «Вследствие предписания Строительного комитета от 29 января сего года за номером 81 направляю проект и смету на построение еврейской синагоги в городе Таганроге; которые имею честь при сем предоставить». Получив разрешение от Министерства Внутренних дел, в феврале 1859 года строители приступили к возведению здания каменной синагоги. Деньги решили использовать из сумм, полученных путём коробочного сбора, и из добровольных пожертвований верующих. На этот период в городе проживало 748 евреев, из которых — 380 мужчин и 368 женщин.
7. Александро-Невский Иерусалимский греческий монастырь.
В 1926 году здание монастыря планировалось использовать под музей. В 1926 году местная газета «Красное знамя» поместила заметку, что «зданию бывшего греческого монастыря угрожает обвал. Необходима либо полная его разборка, либо капитальный ремонт. Стены имеют вертикальные трещины, часть карнизов и кладки обвалилась. Крыша дает многочисленные трещины и вода портит своды и живопись. Ремонт обойдется не менее, чем в пять тысяч рублей». Решили монастырь разобрать. На его месте в 1933 году построили четырехэтажное жилое здание и, вплоть до Великой Отечественной войны, жители называли его «американкой». Здесь жили специалисты, приехавшие из Америки и работавшие на авиационном заводе.
В 1809 году Варваций купил место у жены капитана 2-го ранга Сарандинаки и представил в строительный комитет план, им сооружаемой церкви, но так как по плану города на том месте церкви не полагалось, то градоначальник вошел с представлением по этому вопросу к Министру Внутренних дел, от котораго и получилось разрешение. Это место нынешняго монастыря тогда находилось на окраине города. Последними домами были дома земельной таганрогской аристократии Алфераки, угольный на Варвациевском переулке и Николаевской улице, Бенаради, где ныне швейная школа, и последнею постройкою — дом, ныне Диамантиди, угол Полицейскаго пер. и Иерусалимской улицы.
Когда церковь была окончена, Варваций намерение свое изменил и решил соорудить монастырь во имя св. Троицы, Александра Невскаго и св. Иоанна Златоуста, желая, чтобы этот монастырь был греческим, подчинялся бы Иерусалимскому патриарху, как Московский Николаевский подчиняется Афонскому Иверскому монастырю и чтобы богослужение совершалось на греческом языке, что важно для приезжающих в Россию греков, не понимающих по русски.
8. Католический костел
Костел был закрыт в 1923 году и отдан частным предпринимателям под ватную мастерскую. Последним ксендзом костела был Юлий Наркевич. В советское время здание было переоборудовано под библиотеку. Теперь это Центральная городская детская библиотека им. М. Горького.
Проект здания с приложением сметы на 17 тысяч рублей был разработан местным архитектором Российским. Кирпич и известь для строительства храма брали на построенных Кампенгаузеном кирпичных заводах. В мае 1807 года было освещено место закладки храма. Строительство храма начал купец И. Тамбала, а окончил строительство сотник Николаев. Внутренняя отделка костела была выполнена католиками за свой счет. Обслуживал храм около трехсот католиков, проживавших в городе.
В июле 1810 года строительство окончено, церковь была сдана строительному комитету. Первый ксендз костела — Серафим Гольфельд был прислан из Литовской провинции. Богослужение началось в 1812 году. В церкви был установлен орган.
9. Троицкая церковь
В 1922 году церковная утварь была реквизирована советами, в том числе 20 икон, 8 лампад, венчик с восемью золотыми сияниями, золотой крест и драгоценные камни. В 1930 году Троицкая церковь была закрыта и превращена в крытый кооперативный рынок. Многие жители отказывались её посещать, а если всё же приходилось, то перед входом осеняли себя по привычке крестным знамением. Потом здание было отдано под кроватную мастерскую, а позднее — совсем разрушена.
Когда во время немецкой оккупации в Таганроге с разрешения германский властей стали открывать некоторые уцелевшие церкви, Троицкая церковь оказалась для этого совершенно непригодной.
Освящена Троицкая церковь, по всем данным, была в 1699 году, при чем присутствовал и основатель Таганрога Петр Великий во время своего возвращения из под Керчи.
10. Кампличка в память Императора Александра II
В 1929 году помещения Александровской камплички предлагалось использовать под торговый книжный киоск. Однако здание без соответствующего ухода продолжало разрушаться. В 1929 году кампличка была снесена. На месте часовни был построен десятиэтажный жилой дом.
Построена в честь спасения жизни императора Александра II при покушении на него 4 апреля 1866 года. В середине 1866 года по требованию Таганрогского градоначальника Шестакова протоиерей Федор Покровский, не получив разрешения духовного начальства, освятил место для предполагаемого строительства будущей часовни.
Каждый год 4 апреля при жизни Императора Александра II к часовне из собора при большом стечении народа совершался торжественный крестный ход. В часовне служили молебен.
В 1881 году, после гибели императора в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля», богослужения прекратились.
11. Часовня и странноприимный дом для паломников
В годы советской власти приют был закрыт, дом стал жилым. Позже на его месте был построен новый пятиэтажный жилой дом.
Императорское православное палестинское общество было основано в 1882 году. Его уставными задачами были содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока.
12. Церковь урб Акоб
В годы советской власти в храме была составлена опись имущества. B 1922 году из армянской церкви Сурб Акоб в доход государства изъяли крест, пять икон c окладом из серебра, лампады.
В октябре 1929 года постановлением горсовета № 1151 все церкви города Таганрога были переданы под клубы и зернохранилища. Разрушение здания церкви началось в августе 1930 года. В последующим храм был снесен и на его месте построено трёхэтажное жилое здание.
«Считать целесообразным Армянскую церковь по улице III Интернационала закрыть, так как при полнейшем отсутствии в городе помещений под культурно-просветительные нужды, таковые используются незначительно по числу верующих армян, сто двадцать девять из двухсот пятидесяти взрослого населения».
Участок земли на Греческой улице рядом с Каменной лестницей, на котором был впоследствии выстроен Армяно-Григорианский храм, подарил городу крупный коммерсант Яков Михайлович Серебряков в 1895 году, в память священного коронования императора Николая II.
В 1938 году вся община была арестована и посажена в ГПУ. 16 июня 1938 года церковь закрыли, и 16 сентября, через три месяца, началась её разборка. Долго ещё жители видели полуразрушенную колокольню, пока наконец в 1956 году на её месте не выстроили многоэтажный жилой дом
13. Церковь Святых царей Константина и Елены
14. Лютеранская кирха
Церковь прекратила свое существование в 1923 году. На ее месте выстроен жилой дом.
14. Никольская церковь-приют.
В годы Советской власти (1932г.) храм был закрыт, приют преобразовали в детский дом, позднее — в жилой дом. В 1950-е годы дом был снесен и на его фундаменте построили 4-этажный дом с магазином, который местные жители иногда называют «профессорским» (ул. Чехова, 49), так как он предназначался для сотрудников Радиотехнического института (ТРТИ). Дом был заселен в 1956 году.
В 1840 году Правительствующий сенат утвердил положение о детских приютах. Градоначальник, князь Ливен, ходатайствовал об учреждении в Таганроге благотворительного детского приюта и предложил таганрогскому обществу добровольную подписку.
15. Магометанский молитвенный дом
Размещался в одноэтажном флигеле купца Константина Купуци недалеко от Монастырской площади и Греческого монастыря (ул. Александровская, 51). Флигель перестроили в восточном стиле. В 1912 году молитвенным домом руко/ водил мулла Мамет Эфенди/Кибар/оглы. В советское время помещение было от/ дано под жилье, купол и башни были сняты, фасад – переделан. В настоящее время здесь размещается юридическая консультация № 2.
16. Часовня над могилой Старца Павла
В 1925 году часовня на могиле старца Павла «как очаг мракобесия» была разрушена, а все элементы благоустройства могильного участка стерты с лица земли. Новая часовня на могиле старца Павла была возведена на частные пожертвования в 1995 году.
17. Афоно-Пантелеймоновский монастырь
После революции здание занимало управление окружной милиции. Разрушено в середине 1990-х годов.
18. Вокзальная часовня
Восстановлена не на своем месте.
А вот сохранилось не так много
19. Афоно-Ильинский монастырь
Статья. На карте. В 1920 году подворье посетила комиссия, которая писала что "во дворе живут два монаха как сторожа".
20. Храм во имя Воздвижения Животворящего креста Господня
Думой был выделен дом с большой усадьбой. В этом доме оборудовали церковь с пристроенной к дому звонницей, освящена 7 февраля 1914 года. Стены церкви украшали картины, изображающие различные моменты жизни Христа. Службы были прекращены в 1950 году. Здание сохранилось (Чехова, 109) до настоящего времени.
21. Никольская церковь
А тут можно почитать почему вокруг церкви такой уродливый забор.
22. Церковь Всех Святых на старом кладбище
В 1922 году церковь была закрыта и разграблена, хотя и оказалась единственной из 25 культовых сооружений города, которая сохранилась в изначальном виде и не была разрушена в советское время. Во время оккупации города войсками Вермахта была открыта вновь.
23. Домовая церковь Марии Магдалины в Женской гимназии
24. Домовая церковь Рождества Пресвятой Богородицы при классической мужской гимназии
25. Домовая Воздвиженская церковь при дворце Александра 1.
Фотографии не сохранились, упразднена советской властью.
И еще один храм был построен в годы немецкой оккупации
Свято-Георгиевский храм
Поскольку в 1931 году собор Иоанна Предтечи (Скараманговская церковь) решением властей был закрыт, жители большого района оказались без своего храма.
26 мая 1943 года рабочие Металлургического завода и жители города обратились в бургомистрат оккупированного Таганрога с просьбой открыть на Старо-Почтовой улице Церковь в честь великомученика Георгия Победоносца (ныне — ул. Дзержинского, район пер. Чугунный). Власти разрешение дали. Церковь была рассчитана на прихожан, проживающих на Касперовке, Скараманговке, Новоселовке. Открылась церковь в небольшом здании магазина и явно не устраивала как причт, так и приход Церкви.
В 1945 году Свято-Георгиевский храм был перенесён в находящийся недалеко по Машинному переулку небольшой каменный амбар старинной постройки. Освящение Церкви в новом здании было совершено Преосвященным Епископом Иосифом Таганрогским.
С 1945 до 1986 года храм оставался в тени, службы проходили тихо и незаметно. В 1986 году настоятелем церкви был назначен протоиерей Ариан Пневский. Его трудами, по проекту, составленному им самим, началось строительство новой Церкви. Разобрали здание старого амбара, для строительства использовали кирпич нового храма.
В итоге Церковь получилась размером 21 x 11 метров. Имеет 5 колоколов. Оборудовано место для чина отпевания. Внутри на антресолях имеется площадка для хоров