28 подписчиков

Почему проект "Кортеж" и Aurus не поможет отечественному автопрому?

125 прочитали

29 августа 2018 состоялась премьера автомобиля марки Aurus широкой публике.

Презентация  автомобиля Aurus на Московском международном автомобильном салоне 2018
Презентация автомобиля Aurus на Московском международном автомобильном салоне 2018

Автомобиль обладает запатентованным дизайном, но несмотря на это люксовый бренд скорее всего не даст значительного толчка в развитии российской автомобильной промышленности, хоть заработать на нем все-таки можно.

Давай те разберемся почему. Любая новая разработка это в первую очередь разработка ряда технологий, которые затем помогают трансформировать всю отрасль. Технология сама по себе представляет определенную ценность, но основная добавленная стоимость создается в процессе производства изделия с помощью технологического оборудования. В недавно вышедшем фильме, посвященном автомобилю №1, раскрываются некоторые подробности процесса изготовления новой линейки автомобилей. Основная мысль прошедшая через весь фильм - автомобиль разработан с использованием зарубежного опыта но "технологии разработали свои". О каких именно технологиях идет речь не совсем ясно, но по ходу фильма повсеместно демонстрируется оборудование и программное обеспечение зарубежного производства на всех этапах технологического процесса. Таким образом это скорее некоторое подобие локализации технологий, без локализации производственного оборудования, что не обеспечивает независимость от импорта. Кроме того малая серия автомобиля ставит под сомнения возможности применения разработанных специально для него технологий в серийном производстве бюджетных автомобилях российского производства.

Что-то сделано у нас, что-то за рубежом, глобальная цепочка поставок для автомобильной промышленности это естественный путь развития бизнеса, скажете Вы. Однако это не совсем так. Большинство производителей автомобилей дублируют цепочки поставок и имеют нескольких поставщиков одного и того же компонента, причем компоненты с наивысшей добавленной ценностью обычно производятся на Родине бренда, а зарубежные поставщики используются в основном в рамках проектов локализации.

Кроме вопроса величины созданной в России ценности автомобиля, неясным остается стратегия развития проекта. О серийном производстве говорят все меньше и отодвигают его к 2021-2022 годам. Но даже при запуске в серию об экономической эффективности проекта говорить достаточно трудно. В лучшем случае годовой объем производства может достигнуть 100-150 шт. Ценник на автомобили начинается от 10 млн. руб., то есть, продажа одного Aurus эквивалентна продаже 20 автомобилей типа Лада Гранта.

Лада Гранта - самый продаваемый отечественный автомобиль
Лада Гранта - самый продаваемый отечественный автомобиль

Таким образом все серийное производство Aurus даст вклад в валовую выручку автомобильной промышленности такую же как продажа дополнительных 2000-3000 Лад Грант (1-1,5 млрд. руб.). В масштабах АвтоВАЗа это рост продаж Грант на 4 % или общий рост продаж всего модельного ряда на 1% .

То есть повторюсь выход Aurus в серию с продажами 100-150 шт в год, даст такой же эффект как увеличение продаж АвтоВАЗа на 1%, как по мне звучит более чем скромно...

Какой шаг мог бы быть более логичным для российских реалий? Ведь автомобильная промышленность стала для многих развивающихся стран локомотивом экономического роста, а наша страна так в нем нуждается. Чтобы ответить на этот вопрос, надо взглянуть на рынок легковых автомобилей. Со стороны утилитарного потребителя, его можно условно разделить на несколько ценовых сегментов, а в каждом ценовом сегменте присутствует бренд определенного класса для новых и подержанных автомобилей и соответствующие потребители по уровню дохода.

Упрощенная сегментация рынка автомобилей
Упрощенная сегментация рынка автомобилей

Российские производители легковых автомобилей в основном сконцентрированы в первом сегменте и иногда заходят во второй, когда переборщат с комплектацией. Такое позиционирование не удивительно, ведь большинство автолюбителей не готово потратить на российский автомобиль больше миллиона рублей. За такие деньги можно купить подержанный авто более престижного бренда и когда у автолюбителя появляется лишний миллион, он предпочитает купить авто более высокого класса, чтобы подчеркнуть свой статус.

Следовательно при росте доходов населения спрос на отечественные авто, представленные на рынке сначала растет, а при дальнейшем росте снижается. В микроэкономике этот эффект называют "эффектам гамбургера", который показывает, что при начальном росте доходов человек сначала ест больше гамбургеров, а при дальнейшем росте отказывается от них в пользу более здоровой пищи.

Исходя из такой потребительской логики неверно ожидать, что бывшие пользователи Лада и KIA пересядут в Aurus. Для этого им необходимо пройти еще 5 ценовых сегментов, и совершить нелегкий выбор между новым и подержанным авто. Таким образом запуск Aurus точно не даст толчок в развитии российского автопрома за счет значимого роста внутреннего потребления. И если Rolce-Royce показатель статуса выраженного в денежном эквиваленте, наличие Aurusa в гараже скорее будет показателем лояльности и близости к власти. В этом плане и экспортные перспективы люксового бренда кажутся туманными.

Логичным кажется перенаправить спрос, возникающий при росте доходов населения на отечественные автомобили в следующем ценовом сегменте 1,5-2,5 и 2,5-4 млн. руб. Для этого эти авто должны являться новым стандартом качества и надежности в своем классе. И тут как раз недостаток внутреннего спроса (за счет высокой цены) на данные автомобили должен быть компенсирован экспортными стратегиями.

К сожалению в российских диверсифицированных автомобильных холдингах такими автомобилями являются автомобили зарубежных марок таких как Reno, Nissan, Ford и Ssang Young, поэтому в создании российского автомобиля средней ценовой категории они не заинтересованны. Кроме того реализации подобной стратегии мешает слабое развитие сети российских поставщиков автомобильных компонентов.

Но, все-таки, производить Aurus наверное лучше, чем покупать Mercedes, хоть и торговый баланс при такой замене, скорее всего вырастет в сторону увеличения импорта.

P.S. Понравилась статья? Ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал и читайте другие публикации. Впереди еще много интересного!