Найти тему
Фингуру

Проверка контрагентов

Оглавление

Для чего необходима проверка контрагента

Проверка контрагента подразумевает сбор и анализ информации о потенциальном бизнес-партнере. Она позволит обезопасить свой бизнес от мошенников, недобросовестных партнеров и штрафных санкций налоговой инспекции. В статье мы расскажем, как проверить контрагента, на что обратить внимание и как доказать налоговой, что проверка контрагента состоялась.

Когда нужна проверка

Прежде чем перейти к процедуре проверки, коротко остановимся на том, в каких случаях она будет полезна индивидуальному предпринимателю или организации. Можно выделить четыре группы риска, которые удастся избежать, проведя проверку:

  • финансовые риски. Владелец бизнеса рискует получить некачественно оказанную услугу или вовсе остаться без нее из-за недобросовестного контрагента. Сюда же можно отнести и потерю средств, перечисленных в качестве предоплаты, не говоря о мошеннических действиях;
  • налоговые риски. Если налоговая посчитает, что предприниматель взаимодействует с недобросовестным контрагентом и извлекает из этого сотрудничества налоговую выгоду, то инспекция откажет в возврате НДС и доначислит налоги. При крупных оборотах, сумма может быть значительной;
  • риски должностного лица. В его адрес могут быть предъявлены претензии по управлению как со стороны компании, так и отдельных акционеров;
  • репутационные потери перед клиентами и партнерами.

В каких ситуациях следует проверять контрагента

В идеале, проверять нужно каждого контрагента. Но это не всегда осуществляется на практике. К тому же, если вы собираетесь сотрудничать с крупной и широко известной компанией, то необходимости в проведении проверки нет. А вот если контракт или договор планируется заключить с малознакомой фирмой, то проверка будет полезной. Ниже приведены наиболее типичные ситуации, при которых следует проверить потенциального партнера:

  • планируется заключение контракта с новым партнером;
  • заключается договор с предоплатой с вашей стороны, а также с отсрочкой или рассрочкой платежа для партнера;
  • планируется заключение сделки с контрагентом, зарегистрированным в другом регионе.

Как провести проверку контрагентов

Процедура проведения проверки законодательно не регламентирована. Однако, есть устоявшаяся практика ее проведения, которая поможет доказать налоговым инспекторам, что руководитель юридического лица или ИП проявил должную осмотрительность перед заключением сделки и не пытается извлечь налоговую выгоду.Смысл проверки состоит в проверке квалификации, проведении финансово-экономического анализа деятельности и анализа деловой активности потенциального партнера перед заключением официальных отношений с ним. Сделать это можно несколькими способами.

Запросить документы у самого контрагента

Обычно запрашивают копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, свидетельства о регистрации в качестве юр. лица в государственном реестре и постановке на налоговый учет, лицензии (при необходимости), приказов и пр. Таким образом, будет сформирован определенный пакет документов. Он пригодится, если потребуется доказывать налоговой, что перед заключением соглашения о сотрудничестве вы проверили контрагента. Если у фирмы все в порядке с документами, то можно сотрудничать. Но стоит отметить, что даже если партнер добросовестный налогоплательщик, он не обязан предоставлять копии запрашиваемых документов. Тогда проверить его можно через налоговую службу.

Проверка контрагента по ИНН

Здесь следует воспользоваться сервисами официальных сайтов государственных органов. И начать стоит с сайта Федеральной налоговой службы. Для получения сведений о контрагенте, необходимо знать название, ИНН или ОГРН организации. В случае указания названия, можно дополнительно ввести регион местонахождения фирмы. Это позволит точнее определить проверяемого контрагента.

Электронные сервисы сайта налоговой службы позволяют:

  • проверить факт и срок регистрации партнера в качестве ИП или юридического лица;
  • определить, какими видами деятельности он может заниматься;
  • узнать, не зарегистрирован ли контрагент по адресу массовой регистрации (регистрация по такому адресу – признак фирмы-однодневки; в этом случае, иметь дела с такой компанией определенно не стоит, т.к. налоговики сразу отнесут вас к категории недобросовестных налогоплательщиков);
  • выяснить, не находится ли потенциальный партнер в процессе ликвидации своей компании и не принято ли решение о его исключении из ЕГРЮЛ;
  • проверить, не дисквалифицирован ли руководитель партнерской организации, а также узнать, не входит ли в состав руководства дисквалифицированные лица;
  • узнать, есть ли задолженность по налогам или сдаче налоговой отчетности;
  • проверить, является ли физ. лицо руководителем или учредителем нескольких организаций.

Следующий ресурсом, которым стоит воспользоваться для проверки контрагента по ИНН - картотека арбитражных дел на сайте Верховного Арбитражного Суда РФ.

Из нее можно узнать, является ли компания или индивидуальный предприниматель участником судебных споров. Более того, в этой базе данных содержится информация по содержанию таких разбирательств.

Если потенциальный партнер фигурирует в ней, то следует разобраться, с чем это связано . Это позволит оценить рискованность будущего партнерства. Например, если ИП или ООО неоднократно проходит судебные процедуры по одному и тому же основанию, то с большой долей вероятности можно утверждать, что это мошенники.На сайте судебных приставов ИНН позволит проверить, не ведется ли в отношении контрагента исполнительного производства. Если оно имеется, это повод насторожиться.

Также можно посетить сайты лицензирующих органов. Если контрагенты занимаются деятельностью, требующей лицензии, они должны иметь действующие лицензии. Общего реестра нет, поэтому информацию по ним придется искать на разных ресурсах.Хорошим подспорьем будет проверка партнера через реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в системе государственных и муниципальных закупок.Если фирма участвует в торгах и не занесена в этот реестр, то можно считать такого партнера добросовестным. Этот вариант является, скорее, «факультативной» проверкой, поскольку не каждая организация участвует в государственных тендерах.Также можно воспользоваться коммерческими сервисами по проверке контрагентов. Например, Контур.фокус. Сервис регулярно актуализирует базу данных и предоставляет всю ключевую информацию о партнере.

Как доказать налоговой должную осмотрительность

Недостаточно просто проверить контрагента, нужно подтвердить факт проверки. Это можно сделать двумя способами: собрав пакет документов от контрагента (об этом мы писали выше) или через ФНС. Для этого можно посетить инспекцию лично или направить запрос заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В первом случае, сотрудник ФНС выдаст уведомление о том, что запрос принят. Во втором – доказательством должной осмотрительности будет являться уведомление о вручении письма.Если налоговая инспекция ответит, что контрагент имеет признаки фирмы-однодневки, то заключать с ним сделку точно не следует. Налоговики посчитают, что, заключив соглашение о сотрудничестве с таким контрагентом, предприниматель извлекает налоговую выгоду, и доначислит налоги. Ответа от инспекции может и вовсе не последовать. Но это не страшно, поскольку факт проверки подтверждается направлением запроса.И в заключение совет, как избежать лишнего внимания налоговой. Для этого организации нужно ввести обязательную проверку всех контрагентов. Пошагово расписать процедуру, назначить ответственных за ее проведение и закрепить локальным нормативным актом (например, Положением о работе с контрагентом или Руководством по выбору контрагента).

Еще больше материалов по бухгалтерской и налоговой тематике в нашем блоге: https://fingu.ru/blog/