Найти в Дзене

Римская философия и наша реальность

Давным-давно, в далёкой античности люди не заморачивались на этот счёт, ибо у них было из чего выбирать, конкретно своего придумывать не хотели.

Давным-давно, в далёкой античности люди не заморачивались на этот счёт, ибо у них было из чего выбирать, конкретно своего придумывать не хотели. Они вели либо образ жизни стоиков, либо киников, либо эпикурействовали, либо становились скептиками. Этих жизненных позиций и придерживались до конца своих дней. Стоит отметить, что античность была космополитна, т.е. всё, что было создано - было идеально и совершенно, поэтому никто не хотел ничего менять, именно поэтому античность канула в небытие. Изжила себя, развалилась изнутри.

Римская республика и империя оставили миру огромное культурное наследие, большая часть элементов которого оставалось актуальной и находила практическое применение даже спустя несколько сотен лет. Ярким примером является знаменитое римское право, послужившее основой для большинства законодательных систем Западной Европы. Не стоит также забывать о таком техническом чуде, как итальянский водопровод, на принципах работы которого была создана вся современная структура водоснабжения. А что говорить о произведениях римского архитектурного и изобразительного искусства, которые до сих пор приводят людей в восхищение. Философская мысль в античной Италии также была весьма развита. Она включала в себя четыре основных направления, каждое из которых практически во всем противоречило остальным трем. Насколько идеи, сторонниками которых являлись киники, эпикурейцы, скептики и стоики являются актуальными для сегодняшнего дня? Какой жизненных сценариев, предлагаемых римской философией является наиболее актуальным для современного общества?

Давным-давно, в далёкой античности люди не заморачивались на этот счёт, ибо у них было из чего выбирать, конкретно своего придумывать не хотели.-2

Киники а.к.а циники

На мой взгляд, на данном этапе развития общества ни один из представленных выше подходов не обеспечит его стабильного и здорового функционирования. Причина в том, что все они подразумевают либо отказ от участия в ключевых событиях жизни социума, либо продвижение своих идеалов и ценностей разрушительными для него методами. Предлагаю начать разговор о том, в чем же заключается «неактуальность» основных направлений римской философии для современного мира с киников, утверждавших, что счастье заключается в естественности, то есть – в отказе от благ цивилизации и участия в любых общественных процессах. Преимущество такого образа жизни они видели в отсутствии привязанности к вещам и необходимости трудиться. К «сторонникам» данного подхода можно отнести современных бомжей, а также еще некоторые категории лиц, оказавшихся на самом дне социальной пропасти: наркоманы, алкоголики и просто безработные, не имеющие ни собственности, ни источника доходов, за исключением разве только пособий. Вряд ли кто-либо из наших с вами современников, находясь в здравом уме, осознанно изберет для себя такой путь. Образ жизни социального отброса точно не является актуальным для какого бы то ни было общества.

Давным-давно, в далёкой античности люди не заморачивались на этот счёт, ибо у них было из чего выбирать, конкретно своего придумывать не хотели.-3

Эпикурейцы.

Далее обратимся к эпикурейству. Основная идея данного течения сводится к тому, что счастье – это смысл и главная цель человеческой жизни. Для его достижения требуется следующее: непрерывное физическое и духовное удовольствие и полная самоизоляции от общества, при сохранении, однако связи с его материальными благами и достижениями. Конечно, идея постоянного удовольствия выглядит весьма привлекательно. Однако, если большая часть населения станет жить по подобному принципу, то на практике это выльется в лучшем случае в социальный застой, а позже – в «заболачивание» всех сфер жизни общества и его полную деградацию. Судите сами: все политические процессы и явления, такие как выборы, референдумы и пр. просто-напросто исчезнут ввиду своей непопулярности (неучастие в политической жизни государства – одно из кредо эпикурейцев). Социальная сфера в виде разного рода объединений, организаций, а возможно – и образовательных учреждений тоже в скором времени сойдет на нет. Это приведет к сужению числа каналов, служащих для образования связей между индивидами, а, следовательно – к частичному распаду общества как единой системы. Кроме того, возникает очевидный вопрос: если эпикурейцы стремятся к бесконечному наслаждению, а большая часть из них не признает труд как источник дохода, то на какие средства они будут придаваться удовольствиям? Все эти «вечно счастливые» граждане станут дополнительной нагрузкой на гос. бюджет, который в скором времени из-за малого количества трудящихся при растущей армии безработных получателей пособия будет покрыт зияющими дырами. Таким образом, эпикурейство нельзя отнести к категории идейных течений, актуальных для современного мира. Армия эгоистичных аполитичных иждивенцев точно не является оптимумом для общества.

Давным-давно, в далёкой античности люди не заморачивались на этот счёт, ибо у них было из чего выбирать, конкретно своего придумывать не хотели.-4

Стоики.

Далее по списку идут стоики. Их идеи во многом противопоставляются тем, что пропагандировали эпикурейцы. Представители этого течения утверждали, что человек должен жить в гуще общественных событий, занимать активную гражданскую позицию и всегда следовать своим моральным убеждениям. «Не бойся, не верь, не проси!» - вот их девиз. Согласитесь, на фоне двух предыдущих категорий людей, всячески отгораживающихся от общества и стремящихся только к тому, чтобы удовлетворить собственные выгоды и желания, подход стоиков – гораздо привлекательнее. Но, увы, это только первое впечатление. Дело в том, что стоики утверждают, что основа счастья – в борьбе, а лучшее время в истории – социальные катаклизмы, такие как войны, революции и восстания. Кроме того, представители данного течения абсолютно бескомпромиссны в отстаивании своих убеждений. Конечно, целеустремленность не может никем порицаться, но в ХХI веке, в эпоху глобализации, люди уже не живут обособлено, носители кардинально отличающихся взглядов сталкиваются друг с другом ежедневно. Так что, в том случае, если большая часть населения будет жить, следуя правилам стоиков, то страны буквально захлестнут различного рода социальные конфликты. Кроме того, стоикам в некоторой степени присуща фанатичность в достижении своих целей. Они не останавливаются ни перед чем, сметают с пути любые преграды и всех, кто не разделяет их точку зрения. В современном мире типичными представителями сторонников такого подхода являются исламистские экстремисты, неонацисты и разного рода религиозные фанатики. Кроме того, если обратиться к истории, то можно найти много примеров государств, возглавляемых и населенных такого рода «преданными идее» людьми: гитлеровская Германия, ранний СССР, КНР и пр. Не думаю, что кто-либо из наших современников хотел бы жить в государстве, где подавляющее большинство людей поддерживает методы, распространенные в указанных странах.

Давным-давно, в далёкой античности люди не заморачивались на этот счёт, ибо у них было из чего выбирать, конкретно своего придумывать не хотели.-5

Скептики.

Последнее из направлений римской философии – скептицизм. Сторонники данного течения придерживают мнения о невозможности знания как такового. «Ничто не истинно,» - утверждали они. Объясняли скептики это, в первую очередь, субъективностью мнений, ограниченностью познавательных возможностей человека и изменчивостью мира. Казалось бы, подобную точку зрения бессмысленно пытаться оспорить, потому что абсолютное знание обо всех составляющих окружающего нас мира действительно невозможно. Но дело в том, что скептики оспаривают истинность любых знаний, даже самых очевидных, существующих на уровне естественных (чувственных) методов познания. Кроме того, они утверждали, что одна из причин того, что человечество не может ничего познать – это невозможность передачи результатов познания другим, в частности – потомкам. Учитывая тот факт, что за несколько сотен лет средства хранения и передачи информации приобрели качественно новый вид и стали куда более распространены, можно смело утверждать, что актуальность этого утверждения нулевая. Кроме того, скептики воспринимают практически любое событие как неотвратимое. «Не стоит сопротивляться, все равно это неизбежно» - так описывают скептики свое отношение практически ко всему. При условии, что среди населения какой-либо страны будут господствовать подобные настроения, длительный суверенитет, демократия и высокие темпы экономического роста ей точно не грозят.

Заключение.

Безусловно, Античность, Средневековье и прочие эпохи оставили нам колоссальное духовное и научное наследие, в том числе и в области философии. Однако, не все идеи и течения, распространенные в прошлом будут гармонировать с действующими ныне общественными правилами и условиями. Тем более, что деление всех людей на идейные группы в ХХI веке постепенно теряет свою актуальность.