"Нез наю", "оррестовать", "врочи", "через-чюр", "по явилась", - именно так написали слова... нет, не дети мигрантов, недавно заговорившие на русском языке, и не дети с задержкой психического развития или умственной отсталостью, нет, эти слова написали абитуриенты журфака МГУ! Элита среди молодежи, так сказать.
То, что грамотность среди выпускников школ сейчас катастрофически упала, отмечают даже самые оптимистично настроенные специалисты. Когда стали сравнивать работы сегодняшних одиннадцатиклассников и учащихся шестого класса 1940 года, то выяснилось, что в подавляющем большинстве "довоенные" дети были гораздо грамотнее нынешних выпускников. Причем для сравнения брали работы не отличников, а учеников с тройками и четверками в табеле, но даже они никогда не путали предлоги с приставкой и не делали ошибок в падежах.
Почему так случилось? Неужели во всем виновата пресловутая система современного образования, ЕГЭ?
Думается, дело совсем в другом. Более 80 % информации обычный получает через зрение. Раньше дети много читали художественной литературы. Правильное написание слов, выражений, много раз прочитанное, само собой откладывалось в подсознании, безо всяких правил. Нет, правила русского языка, конечно, нужно было тоже учить и знать, но они все же были вторичными по сравнению с подсознательной уверенностью в грамотном написании слов.
Теперь дети книг не читают, а читают в основном что? Интернет. Пишут туда все, с чудовищной орфографией, не говоря уже о пунктуации. Дети прочитывают это, запоминают и в следующий раз выдают нечто подобное. Безграмотность растет как снежный ком и становится всеобщей бедой.
Появляются ошибки не только в интернете, но и в газетах, журналах. Путаница в "-тся" и "-ться", употребление "не" со словами, "н" или "нн" - вот основные грамматические проблемы нынешних официальных СМИ. И люди читают, запоминают неправильное написание...
"У меня так называемая врожденная грамотность, - рассказывает 40-летняя учительница русского языка и литературы, - в школе я не учила никаких правил, просто знала, как пишется то или иное слово, потому что много читала. Теперь я тоже много читаю, но все чаще замечаю за собой неприятную привычку: при написании, казалось бы, элементарных слов начинаю сомневаться. Вспоминаю правила. Мне кажется, что в выпускном классе школы я была грамотнее, чем сейчас..."