Человек, не обладающий никакими чрезвычайными способностями, он всю жизнь побеждал только одного врага – свои слабости. В наследство потомкам он оставил искусство нито-рю (бой двумя мечами) и военно-философский трактат Горинносё (Книга пяти колец). Еще при жизни он получил прозвище Кэнсэй – святой меч. Я расскажу о величайшем мечнике - Миямото Мусаси. «Все вещи влекут за собой ритм взлета и падения...» (из Книги пяти колец)
В 1584 году в Японии в деревне Миямото в семье мастера меча и дзюттэ (кинжал) Симмэна Мунисая родился сын которого назвали Бэнносукэ. Будущий мастер был задиристым и необузданным ребенком и только отец мог найти на него управу с помощью тренировок владения мечом. В семь лет Бэнносукэ лишился отца, а чуть позже – матери, оставшись на воспитании дяди. В тринадцать лет юноша провел свой первый бой: странствующий самурай-фехтовальщик пришел в деревню Миямото и бросил вызов любому, кто осмелится скрестить с ним меч. Бэнносукэ принял вызов и в ходе поединка уронил самурая на землю, а когда тот поднимался, разбил ему голову бокеном (деревянным мечом), от чего тот, собственно, и умер. В деревне парня не любили за необузданный нрав. Вскоре юноша покидает родные места и участвует в битве при Секигахаре против войск объединителя Японии Токугавы. Битва была проиграна. Бэнносукэ становится ронином (самураем без господина). Что-то произошло в сознании молодого человека: он полностью меняет свою жизнь, посвятив ее изучению Пути меча. Теперь его имя - Миямото Мусаси.
«Смерть - самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты живешь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на нее, если думаешь о себе как о мёртвом, слившись с идеей Пути Воина, то будь уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои обязаности как должно», - из книги Пяти колец.
Мусаси странствовал по всей Японии, постоянно совершенствуя свое искусство боя. В 21 год он приходит в Киото – столицу Японии - и бросает вызов лучшей школе фехтования семейства Йошиоки. Сначало Мусаси победил в поединке главу школы Сэйдзиро, затем его брата. Отомстить за отца решил сын Сэйдзиро – Ёсиока. Причем его слава как фехтовальщика была выше чем у отца. На поединок Мусаси прибыл заранее и спрятался. Ёсиока явился в полном боевом облачении и в сопровождении вооруженных учеников школы. Мусаси не показывался - и только тогда, когда противники решили, что он испугался и не придет, он напал на расслабленных самураев. Мгновенно зарубив Ёсиоко и разметав учеников, Мусаси покинул поле боя.
«Ты можешь научиться управлять своим телом и превратить его в страшное оружие, а после долгих тренировок превратишь в оружие и сам свой дух. Когда ты достигнешь этого состояния , не будет ли это означать, что ты непобедим?» - из книги Пяти Колец.
Самый знаменитый поединок Миямото Мусаси состоялся в 1612 году с сильнейшим мастером меча Сасаки Кодзиро. В ночь перед поединком Мусаси засиделся с друзьями своего отца. Утром, плывя на лодке (место дуэли было на острове) , мастер обнаружил что оставил свои мечи в гостинице. Из запасного весла он выстругал деревянный меч. Как только лодка коснулась берега противники устремились на встречу друг другу. Каждый успел нанести только один удар. Мусаси разбил голову Сасаки, а тот только смог разрезать налобную повязку. После этого поединка Миямото Мусаси отказался от своих боевых мечей и сражался только деревянными.
В 1643 году мастер становится отшельником: поселившись в пещере, пишет трактат «Книгу пяти колец», спустя несколько дней после завершения этой работы 19 мая 1645 года Симмэн Мусаси но Ками Фудзивара но Гэнсин умирает оставив духовное завещание своим ученикам.
Не идти наперекор неизменному Пути всех времен.
Не искать удовольствий плоти.
Быть беспристрастным во всем.
Убить в себе жадность.
Никогда ни о чем не сожалеть.
Не испытывать неуверенности в себе.
Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом.
Не испытывать грусти в разлуке.
Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим.
Никогда не иметь любовных влечений.
Ничему не отдавать предпочтения.
Никогда не искать для себя удобств.
Никогда не искать способов ублажить себя.
Никогда не владеть драгоценными вещами.
Не поддаваться ложным верованиям.
Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия.
Посвятить всего себя истинному Пути.
Не ведать страха смерти.
Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо.
Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них.
Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.