Найти тему
Записки актёра

Как рождается спектакль?

Всем привет. Сегодня хочу рассказать, как «рождается» спектакль. От идеи и первых читок до готового продукта. Как самовыражаются режиссёры и как актёру отстоять своё мнение, а не быть безвольным исполнителем. Надеюсь, будет интересно. Поехали!

К моему счастью, мне довелось поработать с многими режиссёрами и каждый из них - личность весьма самобытная. У каждого из них я чему-то научился, о каждом есть, что рассказать. Не скажу, что со всеми из них мне было легко и приятно работать, но интересно было точно. Так как же рождается спектакль?

Изначально режиссером или художественным руководителем выбирается пьеса. Далее распеределяются роли. Часто находятся недовольные распределением, но по моему опыту, если очень хочешь роль, можно доказать режиссёру, что ты её достоин. А после начинаются читки. Это называется «застольный» период. Режиссёр объясняет актёрам свой замысел, что он хочет сказать своей постановкой. Бывают режиссёры, которые советуются с актёрами, вместе сочиняют спектакль и взращивают его командой. А бывают те, у которых в голове всё уже сложилось, есть готовый спектакль и актёр просто исполнитель. Пластилин, из которого лепят и придают форму.

Мне нравиться любой из этих вариантов. Главное быть индивидуальностью. Как бы из тебя не лепили, стараться внести свои «изюминки». Конечно, режиссёры не всегда прислушиваются к актёру, особенно большие режиссёры. Но, я уверен, что всех можно убедить в своей правоте. Во всяком случае, у меня получалось.

Во время «застольного» периода, обычно, уже готовы эскизы костюмов и декораций. Актёры сразу понимают в каком «мире» им придётся существовать. Читка окончательно утверждает все ли распределены правильно. Часто случаются рокировки ролей. И когда всё становиться ясно, когда режиссёр и актёры понимают, что готовы выйти на площадку, начинается репетиционный период.

Репетиция
Репетиция

И это самая моя любимая часть. Как я написал в названии, спектакль действительно «рождается»! Мы - актёры начинаем ходить по сцене и говорить текст. А потом случается магия! Постепенно мы обрастаем образами, характерами и становимся другими людьми. Возникает спектакль. Рождаются «фишки», истории, сценические решения. Часто возникают споры и несогласия, но хороший режиссёр и это обернёт в пользу. Я люблю репетиции. Они бывают долгие, нервные, изнурительные, но позитивные и интересные. Конечно не со всеми режиссёрами. У меня бывало, что на репетицию, как на каторгу. Но и тут можно заинтересовать себя и работать на результат, ведь зритель ни в чём не виноват, он платит деньги и хочет видеть готовый продукт.

На репетициях образуется спектакль. Он обретает форму. И когда всё уже сложилось, начинаются прогоны. Играем по 2-3 раза в день и вылезают мелкие неточности и недоделки. Режиссёр видит картинку целиком и подрисовывает мелкие штрихи. Это самая тяжёлая работа и самая трудозатратная. Потом генеральный прогон на зрителя. Это родственники и друзья. Тут мы оцениваем реакции зрительного зала. И после замечаний режиссёра, можно сказать, что спектакль готов. Премьера уже на следующий день.

Далее играем премьеру и отмечаем всем коллективом новую постановку. Спектакль растёт с каждым его показом, обрастает «мясом». Актёры становятся свободнее. На этом всё! Конечно, бывает, что всё по-другому. Разные режиссёры - разные постановки, разные методы работы. Я рассказал, как это происходит чаще всего. У меня был случай, мы репетировали пол года спектакль, а в день премьеры, режиссёр раскидал по сцене тяжеленные деревянные шары и сказал, чтобы мы их не замечали. Такая вот режиссёрская фишка. Это добавило живости спектаклю, но актёры чуть не переломали ноги.

Спасибо за внимание, если было интересно, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, дальше интереснее. Удачи вам и желаю ходить в театр! До встречи!