Найти в Дзене
ФедералПресс

Президент убедил? Протестные акции оппозиции не вызвали ажиотажа

Первыми в стране 2 сентября с антиправительственными лозунгами вышли жители Дальнего Востока. «Владивосток 2000» (нафталиновый суперхит группы «Мумий Тролль»), возможно, крутился в голове у организаторов митинга в столице Приморского края. Именно 2 тысячи человек заявила КПРФ на акцию во Владивостоке. В итоге протестующих оказалось почти в 10 раз меньше. В Биробиджане «Правительство РФ в отставку» скандировали 150 граждан. Число участников акций в Петропавловске-Камчатском и Магадане не превысило пятидесяти.

В Омске, несмотря на оптимистичный настрой местного отделения КПРФ (организаторы надеялись на 5 тысяч человек), на защиту действующего пенсионного возраста встали 800 жителей. Акция прошла без инцидентов.

В остальных регионах (Крым, Алтай, Карачаево-Черкессия, Краснодарский край) в акциях приняло участие от нескольких десятков до 200 человек. Может быть, людям надоели бесполезные акции? Или граждане вняли обращению президента к нации на прошлой неделе?

На периферии оппозиционные настроения обычно встречают меньше понимания, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Связно это как с некоторой аполитичностью жителей провинции, так и с перестраховками местных властей из-за опасений «как бы чего не вышло».

Хотя на этот раз и обе столицы «подкачали». По данным СМИ, на митинг в Санкт-Петербурге у площади возле Финляндского вокзала пришла тысяча жителей.

В Москве воскресным днем митинговали на двух площадках. На проспект Сахарова, по данным МВД, пришло около 6 тысяч человек. КПРФ планировала собрать до 15 тысяч. Ещё полторы тысячи москвичей стражи порядка насчитали на Суворовской площади. Сюда противников пенсионной реформы созвала партия «Справедливая Россия». В итоге на двух площадках столицы протестующих собралось меньше, даже чем на предыдущую акцию.

Разрозненность оппозиционеров, выдвигающих одинаковые, по сути, требования и претензии – еще одна причина не самых блестящих результатов акций. Коммунисты и эсеры предпочли объединению сил демонстрацию собственных политических амбиций. Хотя к шествию на Суворовской площади подключились профсоюзные организации, а также представители «Яблока» и «Трудовой России», собрать всех под единое протестное крыло не удалось.

Странно, но удобная для левой оппозиции тема критики властей, да ещё накануне выборов, не сподвигла организаторов на новые ходы. «Они толком не воспользовались шансом приближающегося единого дня голосования. Хотя в той же Москве коммунисты выдвигают своего кандидата в мэры, и могли бы на этом сыграть», – считает Мартынов.

«Даже если бы коммунисты объединись с другими партиями левого толка, привели бы дополнительно 500-600 человек, это акцию не спасло бы. Попрощаться с Кобзоном пришло 6 тысяч человек, на американского коуча за свои деньги собрался полный «Олимпийский». Вот вам и отношение людей к инициативам коммунистов», – говорит профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев.

По мнению директора Фонда исследования проблем демократии, члена Общественной палаты Максима Григорьева, выступление Путина – самое логичное объяснение спада протестного движения. Электорат, конечно, не смирился с повышением пенсионного возраста, но перестал воспринимать митинги как единственно действенный способ выразить свое несогласие.

«В обращении Владимир Путин ясно и просто объяснил, что грядущие изменения – трудное, но необходимое решение. Как бы оппозиционные партии не пытались обыграть вопрос, большинство граждан услышали президента, им стало понятно, что альтернатив реформе нет. Не решив эту проблему сейчас, мы получим через 10-15 лет абсолютный коллапс в финансовой сфере. Можно сказать, предадим свое будущее и будущее детей», – резюмирует эксперт.

Фото: msk.kprf.ru.