В конце августа — начале сентября 2018 года в Москве во второй раз прошел международный фестиваль и конкурс ландшафтного дизайна «Цветочный джем». Дизайн-критик и историк дизайна Ольга Косырева вошла в жюри конкурса вместе с известными ландшафтными и садовыми дизайнерами России и мира. Специалисты оценивали три категории: большие сады, которые расположены на центральных улицах города, малые сады, устроенные в школьных дворах, а также студенческие работы. И любовались внеконкурсными проектами, которые сделали приглашённые иностранные звёзды. До конца сентября садами можно еще полюбоваться жителям и гостям столицы. Рассказывает Ольга Косырева.
В конкурсной программе фестиваля "Цветочный джем" участвовало около 40 проектов, разбросанных в разных частях города. И жюри полным составом объезжало их два дня с раннего утра до позднего вечера, при 30-градусной жаре! Но нельзя не признать, что все площадки были абсолютно чудесные и очень располагающие к себе. На них точно можно почерпнуть идеи для облагораживания любого небольшого пространства, и частного, и общественного.
1. Джеймс Бассон (James Basson), председатель нашего московского жюри и сам победитель конкурса Chelsea Flowers Show 2017, одного из самых известных в мире, за пять дней (!) разбил сад в сквере Майи Плисецкой на Большой Дмитровке — сад объемный, причудливый, с ржавыми металлическими дугами, растущими из земли, и множеством краснолистных растений, обычных и вьющихся.
Почему такой? Потому что главной ролью Плисецкой была всё-таки Кармен, и Джеймс постарался выразить ее страсть, ее темперамент, ее подвижность и пластичность в своём саду. И связать с нарядами Плисецкой в этой роли — он ходил с ее фотографиями в телефоне и всем показывает, как клоками развивалась вокруг ее ног полупрозрачная юбочка, как она лепестками, резными листьями плясала у балерины на бёдрах.
Ну и ещё, как говорит Джеймс, такая композиция и решение продиктованы необходимостью визуально тяжелый памятник (прямо скажем, неудачный) немного поддержать снизу и облегчить. Бассону это, безусловно, удалось: Плисецкая из его сада как будто взлетала, все эти дуги и вьющиеся цветы были как кордебалет, возносящий ее на пьедестал.
Все члены жюри и организаторы конкурса дружно подписали обращение к мэру Москвы с просьбой выделить средства и сделать этот сад в сквере Плисецкой постоянным. Он так бы украсил собой город и это место особенно.
2. Другой временный сад в центре Москвы, на Манежной площади, создала Керри Престон (Carrie Preston), садовый дизайнер из Голландии, по рождению американка.
Ее сад был ярким, жизнерадостным, с преобладанием красного цвета и "золотыми" цветами-светильниками. А также очень располагающим, приглашающим, даже словно втягивающим в себя — как будто свернутой в петлю лентой он изгибался в сторону Тверской улицы и распахивался в сторону Исторического музея и Иверских ворот, одним концом к станции метро Театральная, другим — к выходу из Александровского сада. Внутри петли можно было посидеть, как в комнате, в полукруглом зале.
Растения у Керри Престон были и особенные, не самые распространенные, а были и совершенно рядовые — бегонии, сальвия, канны. В этом, по мнению Керри, есть особая прелесть — она считает, что создать прекрасный сад можно из самых банальных растений, и сама старается взглянуть по-новому на вполне привычные. Также Керри говорит, что никогда не сделала бы в Европе такой сад, как сделала в Москве: там более камерные масштабы, популярны более деликатные решения, а здесь нужно было освоить большое пространство, да и вкусы у людей совсем другие, всем нравятся яркие, броские, внешне эффектные решения.
3. Ландшафтные дизайнеры Анна Лозинская и Анаит Акопян посвятили свой временный сад на Новом Арбате художнику Аристарху Лентулову и получили первое место в конкурсе "Цветочный джем".
Их сад действительно был похож на живопись Лентулова: полон ломаных линий, диагональной графики, криволинейных арок, отражающих поверхностей, дополнительно искривляющих пространство. Конструкции все самых сочных и сложных цветов, взятых с работ художника, и растения эту цветовую гамму очень мощно поддерживали. Проект был хорош и функционально (качели, сидения, доски для рисования и т.п.), и эмоционально (увлекал, будоражил, интриговал), и как дизайн-объект (гармоничная графика, пропорции, формы деталей), и как собственно сад: растения в нем были подобраны разнообразно и тонко (садовые цветы рядом с полевыми, цветы рядом со злаками, графичные травы рядом с объемными, пышными гортензиями, маленькие альпийские сосны в окружении трав и садовых цветов).
4. Проект итальянского автора Кристины Мадзуккелли (Cristina Mazzucchelli) на пересечении Петровки и Столешникова назывался "Рапсодия в фиолетовых тонах" — эффектный, запоминающийся, трендовый, очень "инстаграммируемый" проект. С четкой графикой прямоугольных аркад, с развевающейся на ветру люстрой из бахромы и кисейной шторой при входе.
Растений было немного, и они хорошо оттеняли своей зеленью и белизной (белыми были шапки гортензий) пурпурную гамму с оттенками фуксии . А гроздья рябины перекликались с оранжевыми полосками на полу. Сад, который не совсем похож на сад в привычном понимании, скорее это была веранда, закрытая со всех сторон площадка для отдыха, такое укрытие от городской суеты и будней — с соответствующим настроением, и ярким, и камерным.
5. Также отличный сад (скажу по секрету, один из моих фаворитов в категории больших садов) расположен на Рождественке, у выхода из метро "Кузнецкий мост". Его сделали Ксения Беляева и Екатерина Кондрашова из петербургской компании "Спецпаркдизайн" под руководством Алексея Скибина.
Сад назвали "Оазис на реке", и он должен был символически изображать Москву, пересеченную рекой. Затея неоригинальная, гораздо интереснее было то, что сад состоял в основном из двух видов растений: альпийская сосна и чайные розы. Это сочетание — как будто встреча природы и цивилизации, дикости и культуры.
А контраст яркой зелени и нежного розового с белыми башнями воображаемого города — это отличная идея, как небанально отразить в проекте тему конкурса "Яркие краски". Ведь зеленый, белый и розовый - это по-настоящему свежо и ярко.