28 подписчиков

Какая инфраструктура нужна для развития экономики России?

Крымский мост - один из успешно реализованных инфраструктурных проектов
Крымский мост - один из успешно реализованных инфраструктурных проектов

20 августа в СМИ появились публикации о формировании Министерством экономического развития проекта плана по развитию инфраструктуры России, в который вошли почти 700 проектов на сумму 7 трлн. рублей за 6 лет.

Инвестирование в инфраструктуру является одним из ключевых факторов роста экономики. В истории не мало примеров успешных инфраструктурных проектов, давших значительный импульс развитию экономики стран. В 19 веке развитие железнодорожного транспорта США стало основным локомотивом экономического роста. Благодаря железным дорогам была фактически сформировано сталелитейная и машиностроительная отрасли экономики США.

Сеть железных дорог США в конце 19 века насчитывала 254 тыс. миль однопутных путей
Сеть железных дорог США в конце 19 века насчитывала 254 тыс. миль однопутных путей

Строительство железных дорог в США достигли действительно грандиозных масштабов. Сеть железных дорог США в конце 19 века насчитывала 254 тыс. миль однопутных путей! Это почти в 2 раза больше чем длина железных дорог по все территории России.

Балочно-стержневой железнодорожный мост в США
Балочно-стержневой железнодорожный мост в США

Знаменитые балочные мосты навсегда остались в нашей памяти по фильмам о Диком Западе.

В период Великой Депрессии в 30-х годах 20 века по решению Президента США Рузвельта было начато строительство гигантской автодорожной сети. Рузвельт надеялся, что дорожное строительство позволит снизить уровень безработицы в США. Результатом такой инициативы стала Национальная система межштатных автомагистралей имени Дуайта Д. Эйзенхауэра протяженность которых по состоянию на 2016 год составляла 77,5 тыс. км.

Проект развития системы межштатных автомагистралей к 1965 году. 1956
Проект развития системы межштатных автомагистралей к 1965 году. 1956

Строительство автомобильных дорог способствовало росту спроса на автомобили, чем не могли не воспользоваться предприимчивые бизнесмены такие как Генри Форд. В этом плане интересен тот факт, что сам Форд стимулировал спрос на автомобили собственного производства за счет своих рабочих, подняв им зарплату до уровня когда они могли бы позволить себе приобретение автомобиля. В совокупности эти меры привели к формированию костяка американской экономики.

Транспортная развязка в США
Транспортная развязка в США

Понятно, что инвестирование в инфраструктуру это хорошо. Но что мы можем упустить? Если построить четырехполосные скоростные автомагистрали где-нибудь в Зимбабве мы можем быть более чем уверенными в том что это не даст значительного развития экономки Зимбабве. Почему? Потому что там нет такого количества автомобилей, чтобы сделать дороги прибыльными, а у людей нет столько денег, чтобы купить автомобили. Поэтому первое, что мы должны помнить при развитии инфраструктуры: у людей должна быть возможность воспользоваться создаваемой инфраструктурой.

Дороги не нужны если по ним некому ездить
Дороги не нужны если по ним некому ездить

Одним из главных аргументов при создании инфраструктуры является утверждение о том, что бизнес не будет вкладываться в новые производства при высоких издержках на транспорт из-за некачественных или забитых машинами дорог. Но в условиях когда стоимость бензина растет не сопоставимо с доходностью бизнеса, стоимость проезда по дороге практически равна стоимости затраченного топлива, а повышение налоговой нагрузки ведет к еще большему снижению доходов, выигрыш от наличия инфраструктуры сводится к нулю. Второе, что мы должны помнить при развитии инфраструктуры: наличие инфраструктуры должно приносить выгоду.

Третье и наиболее важно, что мы должны помнить это то, что строительство инфраструктуры должно быть "разворачивающим" для остальных отраслей промышленности. Помимо российских строительных материалов и металлопроката на строительство должна поступать российская дорожная техника, а на самих объектах должно эксплуатироваться российское оборудование. Какой выигрыш будет от электрификации БАМа, если при этом будет использоваться оборудование Siemens?

Электровоз компании Siemens в ливрее РЖД
Электровоз компании Siemens в ливрее РЖД

Еще одной проблемой предлагаемого проекта развития инфраструктуры это его несогласованность на региональном уровне. Инфраструктура на федеральном уровне практически всегда предполагает инвестирование только в мега-объекты. Это не всегда хорошо, потому что существует риск приехать в "никуда". Наиболее показательным примером служит строительство Крымского моста и скоростной трассы "Таврида", когда гигантская пропускная способность магистральной трассы упирается в практически полное отсутствие дорожной сети регионального значения, а также отсутствие парковок в курортной зоне.

Мост через Амур построенный только с китайской стороны...
Мост через Амур построенный только с китайской стороны...

P.S. Понравилась статья? Ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал и читайте другие публикации. Впереди еще много интересного! Построим свой путь к процветанию!