К аванпорту Новосибирского гидроузла мы подошли в первом часу ночи 28 июля напрочь вымотанные встречной волной и ветром.
Оставшиеся до утра часы провели в тревожном сне, так как с утра предстояло шлюзование, и мы боялись проспать. Проснулись, толком не позавтракали, завели дизель. Не успели отойти от причала, раздался крик Булыча: «Глуши!» Но я и сам уже чувствовал на штурвале что-то неладное. Отломился штуцер крепления рукава высокого давления от насоса НШ. Тонкие его стенки еще на стадии сборки агрегата вызывали у нас сомнения и по-хорошему нужно было изготовить его из стали, но вот понадеялись на штатный и заполучили мину замедленного действия, как обычно, она сработала в самый неподходящий момент. Обиднее всего было то, что опыт изготовления стальных штуцеров вместо штатных алюминиевых у нас на предприятии накоплен немалый и почему мы им не воспользовались - до сих пор загадка. Вот на фото один из насосов НШ: слева с алюминиевым, а справа со стальным штуцерами. Вот такой алюминиевый у нас и лопнул.
Времени на обдумывание и ремонт не было. Перешли на УЗАМку. Шлюзы прошли на нем. На нижнем бьефе ОбьГЭС мы были в 8:45, в шлюзе, кроме «Авроры» было еще 2 судна: парусная яхта и катер с очень малочисленными экипажами - по 2 человека в каждом, вероятнее всего семейные путешествия.
Раз уж пошла речь о гидроузле, то расскажу порядок шлюзования маломерных судов. Порядок этот проще простого:
На подходе к шлюзам установлен светофор, при включении зеленого судоводитель обязан войти в шлюз и принайтовать судно к одной из плавучих бочек. Самое главное, не суетиться и спокойно придерживать катер, чтобы его не колотило о бетонные стенки шлюза. Мы этим правилом сначала пренебрегли и, как результат, сломанный наружный термометр. Переходить в следующую камеру нужно также по зеленому сигналу светофора. Шлюзование, по крайней мере, в Новосибирске осуществляется бесплатно 2 раза в сутки: утром и вечером. По началу, вся эта процедура нам казалась волнительной, но, как оказалось, все очень просто.
Вышли из обводного канала, пристали к пляжу,
...прошли под великолепными новосибирскими мостами
...и вдоль набережных,
...обзвонили всех, кто назначал с нами встречу и определились с ее местом. Прибыли на место назначения, Хамит с Володей Бурмистровым съездили за запасными частями. Оставшийся экипаж, тем временем, приготовил ланч и угостил на борту прибывших друзей и родственников...
...не забыв поблагодарить их за то, что они благоразумно разулись на берегу.
Галечный пляж в Новосибирске был последним, который мы видели. Далее были исключительно песок и глина. Поддержание чистоты на палубе требовало от экипажа определенных усилий.
После расставания с друзьями, зашли на лодочную станцию «Высота». Вячеслав, который Обской Кит, сказал, что на этой "Высоте" базируется ГИМС. Энский ГИМС славится своей свирепостью и встречаться с ним не очень-то хотелось, но с другой стороны, пройти придирчивый экспресс-анализ поближе к дому было бы не лишним. И, в самом деле, только мы повернули в затон, первый же катер с блюстителями водного порядка велел нам пришвартоваться к нему.
Подошли, стандартная проверка документов. Впервые в жизни я предъявлял кому-то удостоверение судоводителя. Вторым встречным катером вновь оказался экипаж ГИМС, эти помоложе и позадиристей, попытались докопаться, что это, мол, за эксклюзив такой на воде… Но как тут докопаешься? Все честь по чести. Ребята быстро сообразили, что бодаться придется не только с нами, но и с алтайским ГИМСом. Ну, а кто в здравом уме станет ссориться с соседом, когда это не сулит никакой выгоды? В общем, оба экипажа ГИМС пожелали нам счастливого пути и сфотографировались с нами на память. Видать не часто таких придурков на реке увидишь. К слову сказать, больше с просьбами предъявления документов на всем маршруте никто не приставал, хотя катеров ГИМС мы видели много. Пользуясь случаем, поблагодарю наш бийский ГИМС и лично его начальника Ускорникова Игоря Ивановича за поддержку нашего авантюрного начинания. Без этого наша экспедиция вряд ли была возможной.
Лодочная база «Высота» оказалась уютной
...и населенной замечательными людьми, настоящими патриотами реки.
Здесь мы пополнили запасы дизтоплива, бензина и питьевой воды.
Весь путь от Камня до эНска дул свежий встречный ветер и была встречная волна, на борьбу с ними ушли практически все запасы топлива. Поэтому залили 60 литров дизтоплива и 60 литров бензина. Следующая заправка в Победе. Томские друзья обещают подвезти прямо к берегу 120 литров дизельного топлива. На выходе из Новосибирска пристали к берегу, приготовили и съели завтрак. Мы с Олегом еще раз починили отказавшую помпу. На крыльчатку намотался кусочек ветоши. Из противомоскитной стеки изготовили фильтр. На этом можно сказать, что подготовка к путешествию завершена и начинается само путешествие. Ниже Новосибирска на реке мы еще не бывали.
«Вахта №8. ПИМ. 21:00-24:00, 28.07.2018 года.
Это была первая ночная вахта в темное время суток ниже Новосибирска. Очень хотелось мне посмотреть на речную обстановку, но еще сильнее хотелось спать. Поэтому первые впечатления от ночной Оби экипаж получал без меня.»
«Вахта №1. Хасан. 00:00-03:00, 29.07.2018 года.
Эмоции, охватившие меня, когда я сел за штурвал нашей «Пули», резавшей воды ночной Оби, словами передать сложно. Первое, что пришло на ум, это сравнение реки с новогодней елкой.
Обилие разноцветных огней было таким, что сразу и не разобраться, что тут к чему. Спас меня обычай, заведенный во время первой же ночной вахты – сменившийся с вахты несет службу вместе с новой сменой. Не без помощи ПИМа разобрался в обстановке и дальше наслаждался красотой сибирской ночи. Девчонки и мальчишки, а также их родители, что могу сказать? Даже эта одна ночная вахта, стоила того, чтобы преодолеть все перипетии подготовки. Моргающая, всеми цветами радуги, река, ковшик Большой Медведицы, сливающий Полярную звезду прямо в салон, полная луна, утонувшая в глади реки, вместе с редкими облаками… Вы когда-нибудь видели облака, утонувшие в ночной реке?
Это зрелище, на которое стоит посмотреть и посреди всего этого великолепия вы сидите и управляете белоснежным послушным вашей воле лайнером.»
«Вахта №2. Олег. 03:00-03:00, 29.07.2018 года.
Передал вахту и следующие три часа боролся со сном. Три бессонные ночи давали о себе знать, благо Олег и без меня прекрасно ориентировался в обстановке. В 6 часов утра на вахту заступил Хамит, а я с превеликим удовольствием устроился на удобной шконке и, впервые за все путешествие, безмятежно проспал до 9 утра, когда перед наступлением очередной вахты наш катер причалил к великолепному пляжу для водных процедур.
Хотя каждое утро мы начинали с приведения порядка на палубе и на себе, как и положено экипажу крейсера, мы уже успели соскучиться по бане. Поэтому все с нетерпением ждали Колпашево, где нас поджидает наш виртуальный друг. В райцентре запланирована экскурсия, походы по негоциантам и баня.
После сытного завтрака (сыр, огурцы, килька, паштет куриный, дыня, кофе, сладости)
...нашим друзьям-морякам были отправлены телеграммы примерно такого содержания: «Экипаж крейсера «Пуля» поздравляет матроса крейсера «Москва» с Днем ВМФ.»
День теплый, солнечный, вокруг много крупных городов, река кипит от катеров и яхт, многие подходят, спрашивают, кто мы и куда держим путь. Вот и легендарный Серега Васин из Кожевниково передал через нас поздравления всем связанным с рекой и морем россиянам.