Площадка фестиваля "Времена и эпохи" под названием "Средневековье. Как построить замок?" тоже не остается без зрителей. Пришедшие туда гости фестиваля могут увидеть любопытные элементы бытовой жизни того времени.
Кроме того, как можно было судить уже исходя из названия, да и анонса площадки, данного организаторами, на ней гости фестиваля имели возможность увидеть, как строился средневековый замок и даже принять посильное участие в его строительстве. Правда, если говорить честно, замка там все-таки не наблюдалось - скорее фрагмент стены. И некоторые посетители, заранее прочитавшие описание площадки, были несколько разочарованы.
"Я думал, тут и вправду будет замок. Ну как замок, маленький макет, конечно, - говорит один из гостей. - А здесь только кусок стенки, да и все. Это же не замок все-таки".
"Забавно увидеть, как с помощью специальной машины поднимались и переносились на нужное место каменные блоки, предназначенные для строительства стен. Но замка я так и не увидел. Да и, насколько я понял из масштабов строительства, замка и не предусматривалось".
"Жаль, что не было полноценной схемы или макета замка, хотя, может, я его просто не нашел? Было бы любопытно послушать о том, как строили замок в более, так сказать, полном формате, чем укладка стен".
Впрочем, на "специальную машину" было действительно интересно смотреть. Реконструкторы разъясняли принцип ее работы и желающие могли сами повертеть колесо и попытаться поднять и передвинуть с его помощью каменный блок.
Удивило то, что нашлась парочка посетителей, которые, посмотрев на каменные блоки, тут же поспешили заявить: а вот мы, мол, были там-то и там-то, и замки, которые мы видели, построены были из совершенно другого камня! Неправильные, стало быть, у вас замки! В связи с этим хочется коротко пояснить ряд моментов относительно того, как и из чего строились средневековые замки и крепости.
Одним из основополагающих принципов была доступность материала. Действительно, в разных местностях замки строили из разного камня, и объяснение тому было элементарным. Какой камень был под рукой, тот и брали! Представьте, каково было бы везти каменные блоки на лошадях (волоком ли или на колесном средстве передвижения) за десятки или даже сотни километров? Да строительство замка тогда бы растягивалось на столь долгий срок, что, пожалуй, давший начало строительству феодал успел бы не только состариться, но и умереть, а замок все еще не был бы возведен.
Там, где неподалеку имелись месторождения гранитной породы, конечно, могли взять для строительства этот камень. Твердый, прочный - самое оно для возведения крепкой, стойкой замковой стены. Отмечу один любопытных факт - некоторые из посетителей площадки на полном серьезе утверждали, что многие средневековые замки были построены из камня породы булыжник. Так вот, такого камня не существует! Точнее, не существует такой породы камня, поскольку булыжник - это камень небольшого размера, но обязательно округлой формы, грубо говоря, окатыш. На территории, ныне принадлежащей России, булыжники во множестве появились после ледникового периода. Чаще всего булыжник - это как раз гранит, но также булыжниками называют и окатыши яшмы или же кварца.
Ну, а там, где имелись залежи песчаника - ракушечника, но гранита не было и в помине, конечно, строили из более хрупкого, но и более доступного материала. С одной стороны, его было куда легче разбить, с другой - этот недостаток компенсировался толщиной стен, в которых "завязали" атакующие и их орудия. К тому же замок, выстроенный из ракушечника, восстанавливался от повреждений существенно быстрее гранитного - нарезать мягкий камень, ясное дело, можно в разы быстрее. А если речь шла о неоднократных штурмах, повторяющихся в течение какого-то времени, то, пожалуй, и вовсе можно сказать, что более выгодным было строить стены вовсе не из гранита...
Однако на площадке было довольно много интересного и кроме упомянутой стены замка. В частности, тут располагалась кузня (отмечу, что кузни были на многих площадках, но эта была в том числе в доступе посетителей). Конечно, любые действия с кузнечными мехами проводились строго под наблюдением и тщательным контролем кузнеца, и это было абсолютно правильно. Но уже само наличие подобной возможности привлекало к кузне многих гостей фестиваля, в том числе и детей. Очень приятно, когда такое можно увидеть не за решеткой, не за стеклом (а вдруг что-нибудь случится?!), а в открытой зоне. Соблюдение несложных правил техники безопасности - и возможность доступа к интересному экспонату фестиваля.
Внимание юных посетителей площадки привлек занимательный мастер-класс по лепке из глины. Столик едва вмещал всех желающих, и прибывали новые и новые. В наше время не так уж много детей вообще когда-либо лепили из глины. Зачем, если есть пластилин, обычный и самоотверждаемый, а для тех, кто уже уверен в себе - светоотверждаемая или же запекаемая пластика разных цветов, структуры и стоимости? Да и иные родители категорически запрещают ребенку "копаться в грязи". Но ведь лепка из глины - один из народных промыслов, промысловое занятие наших предков. Хороший гончар являлся весьма уважаемым человеком - какой же дом без посуды? А сделать-то ее можно по-разному, у одного тарелка спустя месяц треснет да раскрошится, а у другого годами служить будет. Важно и то, из какой глины изготавливать изделие, и в какой пропорции разные глины смешивать, и сколько да как обжигать сырое изделие, чтобы оно закалилось, но при этом не стало излишне хрупким. Множество маленьких секретов хранил каждый гончар, передавая их по наследству.
На площадке присутствовала также и ярмарка. И многие присутствующие там товары как раз имели отношение к гончарному искусству. И кружки, и кувшины разных форм и размеров, и тарелки с блюдами - огромный выбор. Многие хозяйки, готовящие - хоть иногда - еду в глиняной посуде, в один голос утверждают: еда получается куда ароматней, чем та, что приготовлена в железной кастрюле. Добавим к этому подкрепленные исследованиями факты о том, что и полезных свойств в продуктах сохраняется не в пример больше, нежели при готовке в "цивилизованной" посуде, и вот вам уже два аргумента за то, чтобы иметь в хозяйстве хотя бы пару горшочков. А рядом стояли глиняные фигурки, чтобы и юные гости площадки не ушли без приятной покупки.
В на лотке поблизости обнаружились окарины. Старинные музыкальные инструменты, в просторечье "свистульки", но какие простеньки и вместе с тем трогательным мелодии они выводят в руках умельца! И, к слову, окарины тоже были изготовлены из глины. Это наиболее частый материал для изготовления окарин (более дорогим и менее часто встречавшимся являлся фарфор, а иногда их делали и из дерева).
И еще одна гончарная лавочка, мимо которой было просто невозможно пройти... потрясающая обливная глазурь самых разных цветов притягивала взгляд еще издалека, а, остановившись рядом, так сложно было снова двинуться в путь. Не могу назвать выставленные там вещи дешевыми - к примеру, блюдо стоило около 2000 рублей, но, с другой стороны, покупатель получал уникальное изделие ручной работы, существующее в единственном экземпляре.
Фото автора.
Читать на сайте ИА "CBS MEDIA".