28 подписчиков

"Убийца УАЗа" или почему производство Mahindra Scorpio в Белоруссии знак для всего отечественного автопрома

2,1K прочитали
Mahindra Scorpio потенциальный конкурент УАЗ Патриот
Mahindra Scorpio потенциальный конкурент УАЗ Патриот

Недавняя новость о том, что белорусский завод "Юнисон" планируют начать собирать под Минском индийские пикапы Mahindra, схожие по конструкции с российскими УАЗами, не искушенным читателям должна была показаться как минимум странной. Неужели индусы умеют делать автомобили? Да еще и такие которые могут "убить УАЗ"?

Кстати то, что ПАТРИОТически настроенные интернет ресурсы сразу же окрестили проект призванным "убить УАЗ", очень занимательно. Давайте попытаемся разобраться кто же кого действительно "убивает"...

Как известно ныне Ульяновский автомобильный завод входит в состав компании "Соллерс", которая владеет рядом автомобилестроительных активов по всей России. В основном компания производит лицензионную продукцию компаний Ford, Isuzu, Mazda и пр. Единственной собственной выпускаемой маркой является УАЗ.

УАЗ Патриот - единственный отечественный рамный внедорожник
УАЗ Патриот - единственный отечественный рамный внедорожник
УАЗ Патриот - вид сзади
УАЗ Патриот - вид сзади

Новоиспеченный конкурент УАЗа - компания Mahindra - штаб квартира, которой расположена в Мумбаи, Индия. В нашем сознании Индия до сих пор остается страной трущоб, но почему-то трудно вспомнить что бы за последние 20 лет кто-то собирался локализовать производство российских автомобилей в какой-нибудь стране. Исключением может являться только локализация АвтоВАЗа в Египте. Но эти партнерские отношения сложились достаточно давно во времена СССР, а возможно Египтяне нам до сих пор должны за строительство Асуанской плотины.

Трущобы Мумбаи, города в котором размещена штаб-квартира компании Mahindra
Трущобы Мумбаи, города в котором размещена штаб-квартира компании Mahindra
Mahindra Scorpio
Mahindra Scorpio
Mahindra Scorpio - вид сзади
Mahindra Scorpio - вид сзади

Автомобили технически и визуально очень похожи. Основные отличия заключаются в том, что машина индийского разработчика оснащена более мощным турбированным дизельным двигателем, а так же может оснащаться только задним приводом. Интересным является факт, что данный автомобиль в 2005 планировали собирать на ГАЗе под маркой Mahindra Marshal, но УАЗ Патриот тогда только вышел на рынок и в тот момент такой конкуренции мог и не выдержать, с учетом феерического продвижения Mahindra в индийском кино))).

Сейчас ситуация изменилась УАЗ на рынке более 10 лет и должен был уже заработать лояльность потребителей и вылечить все детские болезни, обе компании провели обновление моделей, а белорусская Юнисон собирается производить только пикап версию.

Чего же тогда бояться УАЗу?

Mahindra Scorpio пикап
Mahindra Scorpio пикап
УАЗ Патриот пикап.
УАЗ Патриот пикап.

В качестве основных причин для опасения эксперты называют ценовую конкуренцию, ссылаясь на то что оптимизация логистики и близость к целевым рынкам позволить сделать Mahindra Scorpio дешевле, при более высоком качестве. Кроме того заявленный расход топлива у Mhindra Scorpio несколько ниже чем у Патриота.

Представляет интерес каким образом компания "Соллерс" будет пытаться выйти из этой ситуации. В таком случае особую роль играет конкурентная стратегия выбранная менеджерами компании. Достижение ценового преимущества испытывает давление со стороны ослабевающего рубля (доля импортных комплектующих доходи до 30%), а оптимизация производственных процессов может привести к проблемам, подобным "итальянской забастовки" с которой столкнулся VW в России. Проводимая компанией последние несколько лет программа повышения качества также привела только к росту себестоимости автомобиля.

Кроме того по заявлениям некоторых экспертов стоимость владения УАЗ Патриот в первые 5 лет коммерческой эксплуатации (а пикап для этого подходит как нельзя кстати) превышает стоимость владения того же Mitsubishi L200 или Toyota Hilux, и это при почти двукратной разнице в первоначальной стоимости. А если добавить к этому возможности лизинга и менее крутое падение цены на автомобили этих марок с пробегом, для коммерческих потребителей данные авто могут стать даже прибыльным вложением.

Mitsubishi L200 - цена нового от 1 800 000 руб.
Mitsubishi L200 - цена нового от 1 800 000 руб.
Toyota Hilux - цена нового от 2 200 000 руб.
Toyota Hilux - цена нового от 2 200 000 руб.

Что же делать в сложившейся ситуации? Какие выводы из нее можно почерпнуть?

Очевидно, что проблемы на рынке для УАЗа вызваны недостаточным уровнем потребительских характеристик. Не хочется думать, что менеджмент компании рассчитывал только на патриотизм покупателей в своей маркетинговой стратегии, иначе это было бы слишком цинично. Возможно всему виной конкурентная стратегия сфокусированная на цене начальной продажи, что заставляет УАЗ конкурировать с индийскими и китайскими производителями. Этим можно объяснить недостаточный объем вложений в разработку новых версий двигателей, как бензиновых, так и дизельных, а также в разработку трансмиссий и отсутствие систематической работы над качеством производства и сборки. Кроме того это заставляет снижать стоимость оплаты труда, то есть делает людей занятых в производстве еще беднее. В то время как высокий уровень оплаты труда толкает производителя к конкуренции по качеству и дифференциации продукта и повышает добавленную стоимость за счет увеличение потребительских характеристик продукта.

Может быть разработка собственных автомобилей не нужна России, скажете Вы, ведь у нас отлично получается строить трубопроводы и продавать углеводороды. Но в таком случае в скором времени нам придется ездить на индийских автомобилях созданных вблизи трущоб Мумбаи, правда если они там еще останутся к тому времени и не появятся вблизи Ульяновска.

Вечерний Ульяновск
Вечерний Ульяновск