Воспитание ребенка – дело ответственное и очень деликатное. Зачастую, родители, замечая в поведении малыша что-то непонятное, начинают нервничать и стремиться всеми правдами и неправдами искоренить странности в поведении. Особенно сильные волнения возникают тогда, когда у ребенка появляется воображаемый друг. Как правило, это характерно для детей в возрасте от трех до шести лет. При этом, воображаемый друг – это не обязательно что-то нематериальное.
Зачастую дети одушевляют реальные предметы. Игрушки, мебель, цветы и др. Все, что вызывает у ребенка интерес и симпатию. Долгое время было принято считать, что воображаемые друзья появляются у детей с дефицитом общения (например, в семьях с одним ребенком). Но последние исследования показали, что это не так. На самом деле, все дело в том, что в этот период у ребенка активно развивается фантазия и творческое мышление в целом. И признаком здорового развития является такая фантазия.
Как же родителям вести себя в этот период?
Первое, и самое важное правило – не говорить ребенку о том, что воображаемого друга не существует, и так ведут себя только сумасшедшие. Не пытайтесь говорить ребенку, что он не прав и так не бывает. В противном случае, ребенок поверит, что у него «не все в порядке» и это приведет к серьёзным психологическим проблемам.
Правило второе – пусть ребенок сам решит, насколько близко Вы можете взаимодействовать с его фантазией. Ведь это, по сути, его личное пространство. В которое он может пускать Вас или не пускать. Деликатно поинтересуйтесь, будет ли его «друг» ложиться спать, обедать и так далее. Таким образом, вы повысите уровень доверия в отношениях и сможете контролировать ситуацию.
Правило три – подыгрывайте ребенку. Если малыш просит накрыть для своего друга обед или расстелить кроватку, подыграйте. Превратите это в интересную игру.
Правило четыре – слушайте. Слушайте диалоги малыша с воображаемым другом. Не смотря на то, что малыш маленький, у него все равно могут быть переживания, о которых он вам не может сказать по тем или иным причинам. Конфликт в садике или на детской площадке, невкусный завтрак и так далее. Но, все это он может рассказать своему другу.
Внимательно прислушивайтесь к диалогам ребенка со своим воображаемым товарищем. И помните, что это отличная возможность поближе узнать, чем же живет ваш ребенок.