В 62 залах главного здания Третьяковской галереи, которое находится на одноименной станции метро в Лаврушенском переулке, представлена основная часть коллекции П.В. Третьякова – 1300 картин и включает произведения от домонгольских икон до значимых произведений Репина, Сурикова и Серова.
Ниже – краткий путеводитель, который поможет сориентировать туриста при осмотре знаменитых шедевров, которые представляет Третьяковская галерея картины и скульптуры.
Всадница, Брюллов (ЗАЛ 9)
Эту картину часто называют Амазонкой и изображены на ней воспитанницы графини Самойловой. Были предположения, что художник запечатлил образ самой графини, но данная версия не подтвердилась. В школе давали задание написать сочинение на тему основных героев и эмоций, изображенных на картине. Из-за ярких несочетаний, например, неподвижности всадницы и животного порыва лошади, восхищения на лице девочки, редкого в живописи набора цветов картина запоминается надолго.
Явление Христа народу, Иванов (ЗАЛ 10)
Огромное, как будто главное полотно Третьяковки, оно выставлено в отдельном зале. А сюжет картины – самый важный в Библии для человечества, момент пришествия мессии к людям. Поистине завораживающая история. Художник трудился над Явлением 33 года (в Италии), это была главная работа его жизни, причем выполнена в пионерском для того времени жанре с отступлением от канонов академизма, к которому принадлежал Иванов.
Неравный брак, Пукирев (ЗАЛ 16)
1863 год. На выставке представлена картина Неравный брак, которая с горечью осуждает бич того времени – выдачу замуж молодых девушек из небогатых семей за престарелых генералов с приличным состоянием. Есть версия, что за невестой автор изобразил сам себя, ведь его возлюбленная отвергла его предложение и позже вышла замуж за более состоятельного кавалера. За картину художник получил звание профессора живописи, несмотря на множество критикующих мнений.
Охотники на привале, Перов (ЗАЛ 17)
Написанная в конце 19 века знаменитым художником картина у многих украшала дом в качестве репродукции. Сюжет банален, но вместе с тем и интересен. Каждый из охотников имел реального прототипа, так, в роли рассказчика выступил Кувшинников. Кроме него на полотне изображены молодой слушатель и средних лет компаньон, с ухмылкой участвующий в беседе. Такая знакомая всем с детства картина.
Грачи прилетели, Саврасов (ЗАЛ 18)
Во время вынужденной командировки по областям центральной России Саврасов сделал множество этюдов для будущих пейзажей. Полотно было выставлено на первой выставке художников-передвижников, основателем которой был в том числе и Саврасов. В картине и вечно поющая природа, и тайная прелесть жизни, о которой говорил художник.
Айвазовский, Радуга (ЗАЛ 19)
Айвазовский любим и узнаваем. В Третьяковке целый зал, пусть небольшой, с его картинами. Самая необычная – Радуга, запоминающаяся более яркими тонами по сравнению с остальными произведениями художника. Примечательна символичность изображения – корабль идет под воду, а в шлюпке – уцелевшие, для которых радуга еще и символ спасения.
Неизвестная, Крамской (ЗАЛ 20)
Прекрасная дама с гордым и одновременно грустным взглядом, чья личность так и не установлена, смотрит на нас из открытого экипажа, проезжающего по зимнему Санкт-Петербургу (позади здание Александрийского театра и крыши в снежных шапках).
Дети бегут от грозы, Маковский (ЗАЛ 22)
Картина нашего детства, присутствовавшая в хрестоматии и по которой в школе мы тоже писали сочинение. Очень эмоциональный сюжет, который после написания хранился в семье Нарышкиных. Чудесная передача эмоций сестры и брата на ее спине, одновременное выражение заботы и испуга перед силами природы.
Утро в сосновом лесу, Шишкин (ЗАЛ 25)
Многие ошибочно называют картину Сосновый лес или Мишка косолапый (это уже по названию вкусной шоколадно-вафельной конфеты производства Красного октября). А вы знали, что изначально авторство приписывалось двум художникам, но сегодня на картине стоит только имя Шишкина. Многие известные картины художника полны прелести русской природы. Кроме того, он был талантлив в других областях – как школьный учитель, например, или как управляющий города. А помните картину Рожь в школьном учебнике тоже кисти Шишкина?
Иван царевич на сером волке, Васнецов (ЗАЛ 26)
Картина одновременно странная и волшебная, знакомая нам по сказочному циклу. Иван царевич везет похищенную Елену Прекрасную по сказочному дремучему лесу, волшебному, как и костюмы героев, и глаза волка (почти человеческие).
Богатыри, Васнецов (ЗАЛ 26)
Продолжая народную фольклорную тему, картина Васнецова "Богатыри" (Три богатыря) воплощает лучшие традиции народного эпоса и былин. Добрыня Никитич слева, Илья Муромец с копьем в центре и Алеша Попович с луком – самые главные герои наших народных сказок, которые знакомы всем с детства. Почти 30 лет шла работ над картиной, и кроме образа Ильи Муромца, чей прототип был реальным историческим героем, на картине изображены настоящие упряжи и кони.
Аленушка, Васнецов (ЗАЛ 26)
На картине печаль и безысходность Аленушки, уставшей от безрезультатных поисков своего братца. В чертах Аленушки угадывается Вера Мамонтова, дочь известного мецената. Изначально женское существо на картине было более меланхоличное, а полотно называлось Дурочка Аленушка. Лишь в финальной версии Васнецов вернулся к сказочной теме.
Апофеоз войны, Верещагин (ЗАЛ 27)
Образ смерти, загадочной и пугающий, наравне с образом пустыни и чего-то восточного очень популярен в творчестве Верещагина. Его картины - как этюды к кинофильму Белое солнце пустыни. Хотя на картине нет отсылок к какой-либо эпохе или времени, на ней изображены последствия завоеваний Тимура. Тема войны близка Верещагину, как солдату, отдавшему жизнь отечеству.
Боярыня Морозова, Суриков (ЗАЛ 28)
Хотя к художнику было много вопросов по поводу достоверности всех изображенных на картине деталей, боярыня Морозова теперь воспринимается только в визуализации Сурикова. На момент раскола рядов верующих и ареста Морозовой ей было всего лишь 40 лет, хотя на картине она выглядит гораздо старше. Мало кто знает, что спустя всего 2 месяца после ареста боярыня умерла в подземной монастырской темнице от голода.
Утро стрелецкой казни, Суриков (ЗАЛ 28)
В 19 веке весьма популярны сюжеты на историческую тему. Суриков решает создать картину, изучает историю и быт стрельцов. Говорят, первоначально на картине были изображены повешенные, но полотно было настолько жутким, что художник изменил начальный замысел. К казни приговорены стрельцы, которых Петр 1 осудил за неповиновение.
Казаки пишут письмо турецкому султану (30 ЗАЛ)
Достоверность именно изображенного на картине исторического события можно бесконечно ставить под сомнение. Но в те времена, когда запорожские казаки составляли серьезную проблему для османского султана, вполне вероятно могло иметь место написание и отправка хохмического ответа на письмо турецкому царю. Конечно, в интернете можно найти несколько вариантов как самого послания султана, так и ответа казаков, но достоверных источников не регистрируется. Копия картины, написанная Репиным параллельно с основной версией, хранится сейчас в Харьковском музее.
Иван Грозный убивает сына (ЗАЛ 30)
В 2018 году полотно подверглось злостному вандальному нападению со стороны молодого человека и в настоящий момент находится на реставрации, на месте картины демонстрируется репродукция. Однако это не первое покушение. Более 100 лет назад а полотно было совершено аналогичное покушение. Сюжет картины - трагический случай, однако, не подтвержденный историческим фактами – даже при эксгумации останков сына Ивана Грозного не было обнаружено подтверждающих насильственную смерть повреждений.
Вечерний звон, Левитан (37 зал)
Художник-пейзажист изобразил на картине русскую природу во всей ее красе, удивительно затронув самые глубинные струны души. Неспешный бег реки, лодочная пристань и церковь на дальнем берегу – все такое понятное и знакомое, родное. Хотя картинные критики выделяют три плана произведения, которые существуют на полотне вполне самостоятельно, в общем пейзаж воспринимается единым целым, наполненным тепла и душевности российской глубинки.
Девочка с персиками, Серов (ЗАЛ 40)
Хотя прототипом для главной героини портрета стала дочь промышленника Мамонтова – Вера, в целом девочка является собирательным образом юности и озорства. Серов очень часто гостил в Абрамцево, где встречался с Мамонтовыми, не однократно писал портреты всей семьи.
Московский дворик, Поленов (ЗАЛ 35)
Тепло и уют столичного двора конца 19 века передает картина Поленова, западает в душу и запоминается надолго. Примечательно, что переехав из Петербурга в Москву, художник снимал квартиру в районе Спасопесковской церкви (ныне сохранившаяся на Новом Арбате от 18 века строении) и ее вместе с видом из окна изобразил на своей картине.
Шесть дней в неделю (понедельник-выходной) открывает посетителям свои двери Третьяковская галерея картины которой будет приятно осмотреть и гостям столицы, и любителям живописи.