Почти год назад Саша с Сережей запустили проект «Нескучные финансы». Консалт-бюро дистанционно ведет финансово-управленческий учет в малых и средних компаниях. В результате, каждый месяц руководитель компании получает комплект ценных управленческих отчетов.
Сегодня расскажем, в сапогах ли наш сапожник. Передаю микрофон генеральному директору Сереже Краснову, он все подробно объяснит.
Ремарка
Главная задача руководителя компании — управлять чистой прибылью. Если финансовый учет для вас совсем что-то новое, начните с простого. Для Сережи первым этапом стало планирование движения денег. Об этом расскажем сегодня, а в следующий раз поведаем об управлении чистой прибылью.
Управление денежным потоком
Для учета приходов и убытий денег мы используем отчет о движении денежных средств, который ведем в «Финологе» и бюджет в Гугл-таблицах.
Главный принцип нашего планирования — разбивать все на «песчинки». Чем детальнее будет разбивка, тем вероятнее, что план пройдет проверку реальностью. Сейчас мы научились планировать движение денег на месяц вперед.
В бюджете есть четыре вкладки: бюджет продаж, платежей, финансирования и инвестиций. Расскажу подробнее о бюджете продаж и бюджете платежей.
Бюджет продаж. Мы планируем ежемесячные поступления исходя из разбивки по продуктам: услуга «Порядок в финансах, «Составление финансовой модели», выступления на мероприятиях, вип-клиенты, консультации и прочее. В каждой колонке записываем, от какого продукта какая сумма должна прийти в следующем месяце.
Табличка разбита на две части: верхняя — поступления по продуктам,
нижняя — по клиентам
«Ну и как вы это можете спрогнозировать?» — спросите вы. А мы ответим — идем дальше в детали. Открываем продукт «ВИП-консультация» и расписываем: сколько денег придет от уже подписанных договоров, сколько денег может прийти из заявок в воронке продаж и вуаля — сумма денег, которую мы хотим заработать в этом месяце.
Когда у меня, как у руководителя, есть внятное понимание, откуда какие деньги придут, я спокойно ставлю задачу руководителю отдела продаж. Цифра берется не из головы и желания купить «Порш-каен», а из имеющихся ресурсов и здоровых амбиций. Обычно же руководителя отдела продаж вызывают, ничего не объясняя ставят ему задачу, и он, бедняга, плетется ее изначально проваливать. Если разбивать план на мелкие детали, точность планирования повышается в разы. И процент достижения, разумеется, тоже.
Раз в неделю я сажусь за Гугл-таблицы и проверяю, сколько денег мы по факту получили, сколько потратили, сколько лидов в воронке продаж, кто отказал, и что теперь с этим делать. Раз в месяц мы с РОПом планируем бюджет продаж на следующий месяц. Вот так из неуправляемого творческого «А давайте заработаем миллиард» мы приходим к понятной цифре, которую можно обосновать логикой, а не сиюминутной прихотью.
Саша Афанасьев и Сережа Краснов за работой
Бюджет платежей. В бюджете платежей мы планируем, кому какие деньги будем отдавать. Здесь логика такая же — разбиваемся до деталей, и все расходы собираются в статьи.
Мы делим платежи на три категории:
1. Прямые расходы. У нас это только зарплата консультантов. Другие компании вбивают сюда производственные расходы: сырье, зп производственных сотрудников и все остальное, что нужно для производства или оказания услуги.
2. Административные расходы. Сюда идут зарплаты административных сотрудников (директора, бухгалтер), аренда офиса и представительские расходы (перелеты, такси, корпоративы). Сюда же: интернет, сервисы, обучение команды, оплата прочих подрядчиков.
3. Коммерческие расходы: трафик, упаковка и программирование, зарплата коммерческого персонала, расходы на производство контента, агентские платежи и мероприятия.
Вот такая колбаса
Мы не действуем на авось
Мы не вбухиваем деньги в разработку нового сайта, потому что просто пришло вдохновение, а потом сидим, пьем пустой кипяток и звеним мелочью в карманах. Управлять бюджетом — все равно, что управлять вниманием. Приходится постоянно сверяться с планом и контролировать свои хотелки.
Я только учусь планировать. Возможно, когда-то мы будем составлять бюджет на год, но сейчас наш стартап в стадии исследования рынка — мы тестируем продукты. Еще нет отстроенной модели, которую можно масштабировать. Поэтому составить годовой бюджет с понятными расходами и доходами у нас, пока что, не получится. Но это не страшно — главное, что сейчас наши планы не взяты с потолка, а крепко привязаны к реальным ресурсам.
С какими сложностями сталкиваемся
Я всегда был ошпаренным предпринимателем, который быстро реализовывал идеи. Что-то придумали, кажется, зайдет круто и понеслась шпагой вперед. Это не плохо, просто нужно трезво оценивать свои ресурсы и советоваться с бюджетом, как с лучшим другом. Часто бывает, когда двигаешься без плана и бюджета, деньги улетают в трубу. Я же хочу стать профессиональным руководителем и уметь управлять бюджетом, а не раскидывать деньги, как получится, и молиться в конце месяца.
В общем, чистосердечное — пока что мне сложно перестроиться с формата мышления идейного предпринимателя, который во всем видит возможности, и за все цепляется, к формату профессионального управленца.
Саша Афанасьев в этом мне помогает — изучает теорию, и мы переводим ее в практику. Пока мы небольшая компания, поэтому управленкой занимаемся сами, разбираемся, вникаем в каждую формулу.
Чему стоит учиться предпринимателю
Предпринимателю всегда стоит понимать свою роль в бизнесе. Я выделяю три роли для предпринимателей: руководители, предприниматели и собственники. И у многих в голове каша — часто один и тот же человек занимает все три роли. Так вот, сначала стоит разобраться, какую роль ты играешь, и выбрать в зависимости от этого стратегию поведения.
Собственник — это тот, кто владеет активами, компанией, деньгами. Руководитель — управляет компанией.
Разберемся на примере предпринимателя. Ему главное — делать. Значит, рядом с ним должен быть человек, который покажет, куда двигаться, сможет все администрировать, поддерживать систему и обеспечивать стабильный результат.
И еще предпринимателю нужно научиться базовым вещам в финансах, например, уметь отличать выручку от поступлений денег. Если не знать этого, можно постоянно реализовывать прекрасные идеи, но при этом годами сидеть с пустыми карманами. Об этом мы детально поговорим во второй части статьи.
Коротко о главном: набитые шишки и уроки
1. Лучше запланировать доход в 1 млн рублей исходя из воронки продаж и заработать его, чем придумать цифру в 10 млн и не заработать.
Осознав, как с помощью финансового плана ты заработаешь миллион, ты поймешь, как заработать все десять. Все дело — в масштабировании мышления.
2. Разделяй и властвуй. Если ты ошпаренный, как и я, найди партнера, который будет каждый день говорить о планах, бюджетировании и не слезет с тебя, пока ты тоже не начнешь планировать.
3. Учись разбираться в своих денежках. При этом тебе не обязательно вести управленческий учет самостоятельно. Для этого есть специалист и звать его — финансовый консультант. Что тебе точно нужно знать — как прочитать финмодель твоего бизнеса и балансовые отчеты, которые тебе принесли. Как минимум, чтобы понять, будет ли зарплата в этом месяце.
4. Один раз распланировал и работаешь весь месяц продуктивно. Не надо тратить время на постоянные допилы.
5. Проще раз в неделю сесть за настроенные таблицы и проанализировать план-факт, чем гореть в конце месяца и вспоминать, что вообще произошло и куда делись деньги.
Товарищи предприниматели, все будет хорошо! Я разобрался, и вы сможете. Страшнее — начать. А дальше будет легче, проверено на Нескучных :–)
Всем хорошей управленки!
Сергей Краснов и Эмилия Гулиева.
P. S. Приходите обсудить это интервью в наш чат. Там уже 150 человек болтают на тему бизнеса, финансов и прочих вещей.