Найти в Дзене
Нескучные финансы

Сапожник с сапогами

Оглавление

Почти год назад Саша с Сережей запустили проект «Нескучные финансы». Консалт-бюро дистанционно ведет финансово-управленческий учет в малых и средних компаниях. В результате, каждый месяц руководитель компании получает комплект ценных управленческих отчетов.

Сегодня расскажем, в сапогах ли наш сапожник. Передаю микрофон генеральному директору Сереже Краснову, он все подробно объяснит.

Эмилия Гулиева
рассказала как Нескучные управляют своими финансами
Эмилия Гулиева рассказала как Нескучные управляют своими финансами
Ремарка
Главная задача руководителя компании — управлять чистой прибылью. Если финансовый учет для вас совсем что-то новое, начните с простого. Для Сережи первым этапом стало планирование движения денег. Об этом расскажем сегодня, а в следующий раз поведаем об управлении чистой прибылью.

Управление денежным потоком

Для учета приходов и убытий денег мы используем отчет о движении денежных средств, который ведем в «Финологе» и бюджет в Гугл-таблицах.

Главный принцип нашего планирования — разбивать все на «песчинки». Чем детальнее будет разбивка, тем вероятнее, что план пройдет проверку реальностью. Сейчас мы научились планировать движение денег на месяц вперед.

В бюджете есть четыре вкладки: бюджет продаж, платежей, финансирования и инвестиций. Расскажу подробнее о бюджете продаж и бюджете платежей.

Бюджет продаж. Мы планируем ежемесячные поступления исходя из разбивки по продуктам: услуга «Порядок в финансах, «Составление финансовой модели», выступления на мероприятиях, вип-клиенты, консультации и прочее. В каждой колонке записываем, от какого продукта какая сумма должна прийти в следующем месяце.

-3

Табличка разбита на две части: верхняя — поступления по продуктам,
нижняя — по клиентам

«Ну и как вы это можете спрогнозировать?» — спросите вы. А мы ответим — идем дальше в детали. Открываем продукт «ВИП-консультация» и расписываем: сколько денег придет от уже подписанных договоров, сколько денег может прийти из заявок в воронке продаж и вуаля — сумма денег, которую мы хотим заработать в этом месяце.

Когда у меня, как у руководителя, есть внятное понимание, откуда какие деньги придут, я спокойно ставлю задачу руководителю отдела продаж. Цифра берется не из головы и желания купить «Порш-каен», а из имеющихся ресурсов и здоровых амбиций. Обычно же руководителя отдела продаж вызывают, ничего не объясняя ставят ему задачу, и он, бедняга, плетется ее изначально проваливать. Если разбивать план на мелкие детали, точность планирования повышается в разы. И процент достижения, разумеется, тоже.

Раз в неделю я сажусь за Гугл-таблицы и проверяю, сколько денег мы по факту получили, сколько потратили, сколько лидов в воронке продаж, кто отказал, и что теперь с этим делать. Раз в месяц мы с РОПом планируем бюджет продаж на следующий месяц. Вот так из неуправляемого творческого «А давайте заработаем миллиард» мы приходим к понятной цифре, которую можно обосновать логикой, а не сиюминутной прихотью.

-4

Саша Афанасьев и Сережа Краснов за работой

Бюджет платежей. В бюджете платежей мы планируем, кому какие деньги будем отдавать. Здесь логика такая же — разбиваемся до деталей, и все расходы собираются в статьи.

Мы делим платежи на три категории:

1. Прямые расходы. У нас это только зарплата консультантов. Другие компании вбивают сюда производственные расходы: сырье, зп производственных сотрудников и все остальное, что нужно для производства или оказания услуги.

2. Административные расходы. Сюда идут зарплаты административных сотрудников (директора, бухгалтер), аренда офиса и представительские расходы (перелеты, такси, корпоративы). Сюда же: интернет, сервисы, обучение команды, оплата прочих подрядчиков.

3. Коммерческие расходы: трафик, упаковка и программирование, зарплата коммерческого персонала, расходы на производство контента, агентские платежи и мероприятия.

-5

Вот такая колбаса

Мы не действуем на авось

Мы не вбухиваем деньги в разработку нового сайта, потому что просто пришло вдохновение, а потом сидим, пьем пустой кипяток и звеним мелочью в карманах. Управлять бюджетом — все равно, что управлять вниманием. Приходится постоянно сверяться с планом и контролировать свои хотелки.

Я только учусь планировать. Возможно, когда-то мы будем составлять бюджет на год, но сейчас наш стартап в стадии исследования рынка — мы тестируем продукты. Еще нет отстроенной модели, которую можно масштабировать. Поэтому составить годовой бюджет с понятными расходами и доходами у нас, пока что, не получится. Но это не страшно — главное, что сейчас наши планы не взяты с потолка, а крепко привязаны к реальным ресурсам.

С какими сложностями сталкиваемся

Я всегда был ошпаренным предпринимателем, который быстро реализовывал идеи. Что-то придумали, кажется, зайдет круто и понеслась шпагой вперед. Это не плохо, просто нужно трезво оценивать свои ресурсы и советоваться с бюджетом, как с лучшим другом. Часто бывает, когда двигаешься без плана и бюджета, деньги улетают в трубу. Я же хочу стать профессиональным руководителем и уметь управлять бюджетом, а не раскидывать деньги, как получится, и молиться в конце месяца.

В общем, чистосердечное — пока что мне сложно перестроиться с формата мышления идейного предпринимателя, который во всем видит возможности, и за все цепляется, к формату профессионального управленца.

Саша Афанасьев в этом мне помогает — изучает теорию, и мы переводим ее в практику. Пока мы небольшая компания, поэтому управленкой занимаемся сами, разбираемся, вникаем в каждую формулу.

Чему стоит учиться предпринимателю

Предпринимателю всегда стоит понимать свою роль в бизнесе. Я выделяю три роли для предпринимателей: руководители, предприниматели и собственники. И у многих в голове каша — часто один и тот же человек занимает все три роли. Так вот, сначала стоит разобраться, какую роль ты играешь, и выбрать в зависимости от этого стратегию поведения.

Собственник — это тот, кто владеет активами, компанией, деньгами. Руководитель — управляет компанией.

Разберемся на примере предпринимателя. Ему главное — делать. Значит, рядом с ним должен быть человек, который покажет, куда двигаться, сможет все администрировать, поддерживать систему и обеспечивать стабильный результат.

И еще предпринимателю нужно научиться базовым вещам в финансах, например, уметь отличать выручку от поступлений денег. Если не знать этого, можно постоянно реализовывать прекрасные идеи, но при этом годами сидеть с пустыми карманами. Об этом мы детально поговорим во второй части статьи.

Коротко о главном: набитые шишки и уроки

1. Лучше запланировать доход в 1 млн рублей исходя из воронки продаж и заработать его, чем придумать цифру в 10 млн и не заработать.

Осознав, как с помощью финансового плана ты заработаешь миллион, ты поймешь, как заработать все десять. Все дело — в масштабировании мышления.

2. Разделяй и властвуй. Если ты ошпаренный, как и я, найди партнера, который будет каждый день говорить о планах, бюджетировании и не слезет с тебя, пока ты тоже не начнешь планировать.

3. Учись разбираться в своих денежках. При этом тебе не обязательно вести управленческий учет самостоятельно. Для этого есть специалист и звать его — финансовый консультант. Что тебе точно нужно знать — как прочитать финмодель твоего бизнеса и балансовые отчеты, которые тебе принесли. Как минимум, чтобы понять, будет ли зарплата в этом месяце.

4. Один раз распланировал и работаешь весь месяц продуктивно. Не надо тратить время на постоянные допилы.

5. Проще раз в неделю сесть за настроенные таблицы и проанализировать план-факт, чем гореть в конце месяца и вспоминать, что вообще произошло и куда делись деньги.

Товарищи предприниматели, все будет хорошо! Я разобрался, и вы сможете. Страшнее — начать. А дальше будет легче, проверено на Нескучных :–)

Всем хорошей управленки!
Сергей Краснов и Эмилия Гулиева.

P. S. Приходите обсудить это интервью в наш чат. Там уже 150 человек болтают на тему бизнеса, финансов и прочих вещей.