Провести диагностику и узнать причины нарушения письма и чтения у ребенка – большой шаг вперед. Это дает возможность понять, как помочь ребенку. Но в каждом случае методика лечения и профилактики будут совершенно разными: важно выбрать тот вариант который подойдет к вашей ситуации лучше всего.
Так, среди самых распространенных причин нарушения письма и чтения выделяют следующие:
- Нарушение устной речи. Речевое развитие тесно связано с корректной работой психических функций. У детей с нарушениями устной речи нередко отмечается, например, недостаточный уровень произвольного внимания или неумение концентрироваться, что мешает ребенку сосредоточиться на чтении или письме.
- Проблемы в развитии фонетико-фонематической (устное произношение – прим.ред.) стороны речи. Нарушения звукопроизношения часто сказываются на письме и чтении. Если у ребенка фонематический слух не полностью сформирован, малыш может испытывать сложности в различении звуков. А это значит, что ребенок произносит, а потом и записывает звуки неправильно.
- Полностью не сформированы лексико-грамматические категории. При этом нарушается морфологическая структура слова: например, слово «котята» может быть написано как «котёнки». Или фразы и отдельные слова в предложении не согласованы между собой (в падеже, роде и т.п.), например, «достала из-за карман». Недостаточный лексический запас также приводит к неправильному употреблению слов. Например, ребенок не знает, что существует рабочий инструмент «коса». Но знает, что есть животное «коза». Отсюда может родиться такое предложение: «Дед наточил козу перед работой».
- У ребенка не сформировано пространственное восприятие. Часто это приводит к зеркальному или искаженному написанию букв, цифр.
- Не развит навык связного высказывания. В этом случае ученик не может составить связный письменный текст.
Если у ребенка отмечается одно из этих нарушений или сразу несколько, скорректировать эти моменты помогут специальные упражнения. Они будут полезны и для профилактики. В любом случае эти действия стимулируют успеваемость по русскому языку:
Неустойчивое внимание, слабая память.
Предложите ребенку задания типа «Рассмотри картинку. Ответь на вопросы». Во время изучения малышом картинки поинтересуйтесь у него: Что за место на картинке? Сколько животных нарисовано? Есть ли здесь люди? В какую сторону идет человек? Какого цвета его одежда? Сколько жирафов изображено? Кто рядом с жирафом? И т.д. После изучения картинки переверните ее и попросите ребенка подробно описать, что на ней нарисовано.
Есть ряд других полезных упражнений, которые стимулируют внимание ребенка и развитие памяти. Например, сложить из палочек букву «Л» (далее – превратить «Л» в «И», «И» в «Ш» и т.д.), предложить ребенку прочитать набор слов и попросить повторить, регулярно выполнять графические диктанты и др.