В Казахстане, как и в других постсоветских республиках, жива ностальгия по ушедшей стране. Это показывают социологические опросы и исследования, но ещё более рельефно подобные настроения присутствуют в различных слоях общества, в живом общении, в мимолётных реакциях на недостатки современного общества.
Причины вроде бы лежат на поверхности. Во-первых, исследования в Казахстане и других постсоветских странах показывают, что в Казахской ССР, денежные доходы большей части населения были выше, чем в современном Казахстане (если сравнивать покупательную способность рубля и тенге). Понятно, что эта разница нивелировалась тем, что тогда доходы не были подкреплены фактической возможностью приобрести те или иные товары. Однако, неприятный вывод – уровень жизни массы казахстанцев сейчас снизился.
Во-вторых, было иное качество жизни, т.е. то ощущение радости праздников и личной перспективы, при возможности пожаловаться и найти управу на несправедливость, при отсутствии кричащей кичливости богатства немногих и т.д., что также создаёт контраст с современностью. Тогда социальный минимум был обеспечен, что называется, для каждого среднестатистического гражданина; сейчас – это борьба за минимум и конкуренция с детсадовского уровня, и без гарантий.
В-третьих, многие вспоминают качество еды, простой, но без «вредных добавок». А уровень образования, бесплатного, но по факту, более высокого, чем продукты «болонской выпечки». В городах была масса кружков и секций для детей и юношества, обеспечивавших занятия по интересам. Алма-Ата была центром науки, имела своеобразную и значимую философскую школу, развивались искусства, в том числе высокие и профессиональные.
Конечно, весьма важно, что на курорт можно было попасть за символическую оплату. На нашей кафедре работал доцент, который один раз в три года получал профсоюзную путевку на курорт Трускавец, где проходил процедуры лечения и поддержания работы почек – и потом спокойно работал! К слову, в 90-е годы он уехал работать в Германию, проходил соответствующие процедуры, и ушёл из жизни во время проведения очередной из них.
Наконец, квартирный вопрос в те времена решался неплохо. Понятно, что жилплощадь была маленькая, люди не были полноценными хозяевами квартир и домов, но специалисты жилплощадью как правило обеспечивались.
Не надо пытаться идеализировать советское время, но надо отдавать должное тому, что было. Хотя бы для того, чтобы наши дети и внуки не стали жертвами широко практикуемого экранного обмана.
Однако есть и более глубинные пласты общественной жизни, где сохраняются корни «советского» образа жизни и строя мыслей. Прежде всего, они находятся в самой социальной структуре постсоветских обществ. Когда политики, общественные деятели, политологи или учёные указывают на свою приверженность идее независимого Казахстана (Кыргызстана…и т.д.), то каждый раз надо спрашивать: а какую страну они подразумевают? Ведь современные постсоветские страны, а Казахстан прежде всего, это страны со сложным устройством.