Что происходит, когда за изучение литературы берутся математики? Уфф. Получается отличная штука!
Математикам удалось вычислить 6 самых удачных типов сюжетов, почти гарантирующих успех рассказа, книги или фильма! О том, кто и как это сделал, вы найдете в конце статьи. А пока…
Самые-самые популярные типы сюжетов
Итак, математики выделили все книги, которые к тому моменту скачивались не менее 150 раз. А затем проанализировали их с точки зрения эмоций. Вернее, они выявили частотность позитивных и негативных слов в тексте и построили для каждого произведения «эмоциональные дуги».
И — вот фокус! — основная масса книг с наибольшим числом скачиваний (бестселлеры) по виду своей эмоциональной кривой распалась на 6 основных типов.
Как ни странно, кривые (авторы исследования называют их «дугами») оказались парными — почти зеркальным отражением друг друга, что хорошо видно при сравнении верхних и нижних графиков (рис. 1).
Что означает каждый из этих сюжетов? Я собрала основную информацию в табличку, чтобы было удобнее анализировать.
Таблица 1. Шесть типов большинства бестселлеров
Естественно, в качестве примеров приведена лишь крошечная часть произведений, написанных с использованием каждой из этих схем. Вы можете попробовать вспомнить свои любимые произведения и самостоятельно прикинуть — к какой из них относится каждое из них.
Интересно! Да, здесь я привожу примеры (как и авторы исследования) только по книгам, но сейчас появилось множество исследований, построенных по этой же методологии, посвященных художественным фильмам — и все дуги сработали и там, хотя наибольшей популярностью, как выяснилось, в кинематографе пользуются сюжеты типа 3 «Человек в яме», например, «Крестный отец». Впрочем, все остальные фильмы, укладывающиеся в эти 6 схем, тоже дают неплохой прокат (об этом расскажу в другой раз).
Примечание: Отдельный разговор может быть о действительно уникальных произведениях. К ним авторы отнесли, например, серию 7 книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. В целом судьба главного героя вписывается в первую схему, однако сюжет настолько насыщен побочными линиями и судьбами, что эмоциональная дуга каждой из книг выглядит как плотная синусоида со множеством подъемов и спадов, не укладываясь ни в какую схему (но об этом будет подробнее в одной из следующих статей).
Главное, что нужно понять:
· бестселлеры могут четко укладываться (большинство) в одну из этих дуг, но могут и не следовать им (подавляющее меньшинство), имея собственные формы дуг развития сюжета;
· среди малочитаемых книг практически нет произведений, чьи сюжеты соответствовали бы этим эмоциональным дугам (да, они порой попадаются, но либо у автора слишком бедный лексикон, либо совсем нет важных посланий читателю, либо сюжет банален до оскомины, либо еще какая-нибудь слабина присутствует, в итоге книгу никто не хочет читать вообще — ну просто не увлекает сюжет читателя!).
Что мы видим на графиках?
Каждый график показывает соотношение позитивных и негативных эмоций в книге. Как эти эмоции распознает компьютер? Да просто по соотношению «добрых», нейтральных и «злых» слов в отдельном отрезке текста.
Авторы исследования поставили «оценки» каждому слову со значениями от –1 (очень негативные слова) до +1 (очень позитивные слова), в итоге появилась возможность построить графики:
· добрых слов больше нормы — кривая располагается выше нуля;
· норма (позитивных и негативных слов почти нет или они уравновешивают друг друга) — кривая находится около нулевой линии;
· злых слов больше нормы — кривая располагается ниже нуля.
Полезно! Список 100 самых «добрых» и 100 самых «злых» слов (перевод с англ.) вы найдете тут.
На всех графиках:
· абсцисса (горизонтальная ось) показывает продвижение по сюжету — от первого (0%) до последнего (100%) слова произведения;
· ордината (вертикальная ось) показывает уровень и знак эмоционально напряжения — от 0 (трагедия) до 9 (счастье);
· показатели от 4 до 6 показывают средний (нейтральный, почти безэмоциональный) тон для каждого отрезка произведения.
Какие оценки получили разные слова? Надо сказать, что никакие из них не получили оценку «0» или «9» :
· самое позитивное слово «смех» оценивается в 8,5 баллов,
· самое негативное слово «террористический» — 1,3 балла.
Предлоги, артикли и прочие технические слова из списка исключены. Всего же в списке значатся более 10 тыс. слов (англ.) — но на сегодняшний день анализируются произведения уже на 10 языках, то есть изданные (написанные или переведенные) на них книги.
Списки все время обновляются — добавляются новые слова, изменяется оценка уже имеющихся слов. Например, в 2015 году на первом месте позитивных слов было «счастье» (8,50), а сейчас оно сползло на второе место (8,44) и уступило место «смеху» (8,50).
Баллы от 3 до 6 получают самые нейтральные слова, например, уточняющие (чрезвычайно, мягкий, прочный…), означающие явления (погода, время), части тела (лапа, нога, плечо…), предметы одежды (шапка, кофта…) и другие вещи (шкаф, машина…), имена, спорт и упражнения (бег, гребля…), географические ориентиры (улица, страна…), ориентиры (далеко, снизу…), должности и профессии (клерк, епископ, строитель) и т.д.
Кто и как проводит математическое исследование книжных эмоций
Кто: Эндрю Дж Рейган, Льюис Митчелл, Дилан Кили, Кристофер М. Дэнфорт, и Питер Шеридан Доддс — ученые факультетов математики и статистики Центра комплексных систем Вермонта (США), Университета штата Вермонт (США) и Школы математических наук Университета Аделаиды (Австралия).
Что сделали: провели исследование востребованности книг читателями проекта «Гутенберг» (краткий обзор исследования можно скачать на английском языке здесь). А затем собрали все используемые слова, каждому слову присвоили оценку эмоциональности от 0 до 9 (чем выше, тем «счастливее» слово, чем ниже — тем оно «несчастнее»). А потом проанализировали самыми разными способами. Один из них оказался очень показательным…
Справка: Проект «Гутенберг» на общественных началах занимается оцифровкой книг мировой литературы (преимущественно тех, что находятся в открытом доступе). К моменту проведения исследования (2016 г.) в ней находилось уже свыше 50 тыс. книг. Только с одного из сайтов, входящих в проект, каждую неделю скачивается более 3 млн. электронных книг.
Оценку «уровня счастья» авторы дают на основе анализа публикаций в твиттере и других социальных сетях — на сайте проекта есть подробное описание того, как они это делают.
Собственно же исследование основывалось на разработках типологий художественных произведений (книг, фильмов) американского писателя-юмориста Курта Воннегута, который попытался отразить на эмоциональных графиках судьбы главных героев произведений перепады «неудача-успех». В его варианте основных сюжетов было 8 (на YouTube можно посмотреть его лекцию об этом, переведенную на русский язык).
Впрочем, исследование продолжается, появляются новые книги (и не только — теперь еще и фильмы).
Для самостоятельного изучения
Изучить самостоятельно кривые самых разных книг можно на сайте проекта — там много информации и разнообразных средств для самостоятельного изучения (что будет особенно полезно писателям, филологам, аспирантам в области литературы и книжного маркетинга, а также тем, кто хочет изучить «эмоциональное строение» сюжета своей любимой книги). Кроме того, там содержится множество дополнительных материалов, интересных как специалистам, так и простым читателям
Ссылки:
При написании этой статьи использовались материалы сайта проекта.
-----------------------
Эта статья написана специально для Творческой лаборатории «Текст». Выкладываю ее на Яндекс.Дзене, поскольку, как мне кажется, тема может быть интересной не только для писателей и литературоведов, но и для маркетологов, продвигающих свой бренд с помощью увлекательных Историй (сторителлинг), а также читателей и зрителей, которые задумываются о том, почему им одни книги и фильмы (даже одного и того же автора или режиссера!) нравятся больше, чем другие. Ну что ж, эмоциональная дуга приоткрывает один из секретов писательского мастерства.
Следующие статьи на эту тему я выложу на днях на сайте ТЛТ, поскольку они будут интересны, скорее всего, лишь тем, кто профессионально занимается текстом:
· Разбор эмоциональных дуг книг, соответствующих одному из 6 основных типов сюжетов.
· Разбор книг, не подпадающих под эти 6 дуг.
· Разбор эмоциональных дуг 7 книг о Гарри Поттере.
· Примеры использования эмоциональных дуг для анализа сценариев кинофильмов.
· Эмоциональные дуги для рассказов.
· Эмоциональные дуги в книгах нон-фикшн.
· Эмоциональные дуги статей нон-фикшн.
Предупреждение для писателей! Хорошая книга всегда вызывает шквал эмоций у читателя. Поэтому понимание того, как автор манипулирует настроением читателя очень важно. Но! Помимо эмоций есть еще множество других элементов успешного текста — будь то пост в соцсети, толстый роман или бесконечный сериал. Так что знать об эмоциональной дуге полезно, но и другими средствами стилистики и построения сюжета пренебрегать не стоит!