Найти тему

Эмоциональная дуга. Шесть типов сюжетов для бестселлеров

Оглавление

Что происходит, когда за изучение литературы берутся математики? Уфф. Получается отличная штука!

Математикам удалось вычислить 6 самых удачных типов сюжетов, почти гарантирующих успех рассказа, книги или фильма! О том, кто и как это сделал, вы найдете в конце статьи. А пока…

Самые-самые популярные типы сюжетов

Итак, математики выделили все книги, которые к тому моменту скачивались не менее 150 раз. А затем проанализировали их с точки зрения эмоций. Вернее, они выявили частотность позитивных и негативных слов в тексте и построили для каждого произведения «эмоциональные дуги».

И — вот фокус! — основная масса книг с наибольшим числом скачиваний (бестселлеры) по виду своей эмоциональной кривой распалась на 6 основных типов.

Как ни странно, кривые (авторы исследования называют их «дугами») оказались парными — почти зеркальным отражением друг друга, что хорошо видно при сравнении верхних и нижних графиков (рис. 1).

Рис. 1. Шесть основных типов эмоциональных дуг На графиках черным показаны кривые 20 бестселлеров в каждой категории, а рыжим — усредненная кривая для них
Рис. 1. Шесть основных типов эмоциональных дуг На графиках черным показаны кривые 20 бестселлеров в каждой категории, а рыжим — усредненная кривая для них

Что означает каждый из этих сюжетов? Я собрала основную информацию в табличку, чтобы было удобнее анализировать.

Таблица 1. Шесть типов большинства бестселлеров

-2

Естественно, в качестве примеров приведена лишь крошечная часть произведений, написанных с использованием каждой из этих схем. Вы можете попробовать вспомнить свои любимые произведения и самостоятельно прикинуть — к какой из них относится каждое из них.

Интересно! Да, здесь я привожу примеры (как и авторы исследования) только по книгам, но сейчас появилось множество исследований, построенных по этой же методологии, посвященных художественным фильмам — и все дуги сработали и там, хотя наибольшей популярностью, как выяснилось, в кинематографе пользуются сюжеты типа 3 «Человек в яме», например, «Крестный отец». Впрочем, все остальные фильмы, укладывающиеся в эти 6 схем, тоже дают неплохой прокат (об этом расскажу в другой раз).

Примечание: Отдельный разговор может быть о действительно уникальных произведениях. К ним авторы отнесли, например, серию 7 книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. В целом судьба главного героя вписывается в первую схему, однако сюжет настолько насыщен побочными линиями и судьбами, что эмоциональная дуга каждой из книг выглядит как плотная синусоида со множеством подъемов и спадов, не укладываясь ни в какую схему (но об этом будет подробнее в одной из следующих статей).

Главное, что нужно понять:

· бестселлеры могут четко укладываться (большинство) в одну из этих дуг, но могут и не следовать им (подавляющее меньшинство), имея собственные формы дуг развития сюжета;

· среди малочитаемых книг практически нет произведений, чьи сюжеты соответствовали бы этим эмоциональным дугам (да, они порой попадаются, но либо у автора слишком бедный лексикон, либо совсем нет важных посланий читателю, либо сюжет банален до оскомины, либо еще какая-нибудь слабина присутствует, в итоге книгу никто не хочет читать вообще — ну просто не увлекает сюжет читателя!).

Что мы видим на графиках?

Каждый график показывает соотношение позитивных и негативных эмоций в книге. Как эти эмоции распознает компьютер? Да просто по соотношению «добрых», нейтральных и «злых» слов в отдельном отрезке текста.

Авторы исследования поставили «оценки» каждому слову со значениями от –1 (очень негативные слова) до +1 (очень позитивные слова), в итоге появилась возможность построить графики:

· добрых слов больше нормы — кривая располагается выше нуля;

· норма (позитивных и негативных слов почти нет или они уравновешивают друг друга) — кривая находится около нулевой линии;

· злых слов больше нормы — кривая располагается ниже нуля.

Полезно! Список 100 самых «добрых» и 100 самых «злых» слов (перевод с англ.) вы найдете тут.

На всех графиках:

· абсцисса (горизонтальная ось) показывает продвижение по сюжету — от первого (0%) до последнего (100%) слова произведения;

· ордината (вертикальная ось) показывает уровень и знак эмоционально напряжения — от 0 (трагедия) до 9 (счастье);

· показатели от 4 до 6 показывают средний (нейтральный, почти безэмоциональный) тон для каждого отрезка произведения.

Рис. 2. Что измеряется на графиках
Рис. 2. Что измеряется на графиках

Какие оценки получили разные слова? Надо сказать, что никакие из них не получили оценку «0» или «9» :

· самое позитивное слово «смех» оценивается в 8,5 баллов,

· самое негативное слово «террористический» — 1,3 балла.

Предлоги, артикли и прочие технические слова из списка исключены. Всего же в списке значатся более 10 тыс. слов (англ.) — но на сегодняшний день анализируются произведения уже на 10 языках, то есть изданные (написанные или переведенные) на них книги.

Списки все время обновляются — добавляются новые слова, изменяется оценка уже имеющихся слов. Например, в 2015 году на первом месте позитивных слов было «счастье» (8,50), а сейчас оно сползло на второе место (8,44) и уступило место «смеху» (8,50).

Баллы от 3 до 6 получают самые нейтральные слова, например, уточняющие (чрезвычайно, мягкий, прочный…), означающие явления (погода, время), части тела (лапа, нога, плечо…), предметы одежды (шапка, кофта…) и другие вещи (шкаф, машина…), имена, спорт и упражнения (бег, гребля…), географические ориентиры (улица, страна…), ориентиры (далеко, снизу…), должности и профессии (клерк, епископ, строитель) и т.д.

Кто и как проводит математическое исследование книжных эмоций

Кто: Эндрю Дж Рейган, Льюис Митчелл, Дилан Кили, Кристофер М. Дэнфорт, и Питер Шеридан Доддс — ученые факультетов математики и статистики Центра комплексных систем Вермонта (США), Университета штата Вермонт (США) и Школы математических наук Университета Аделаиды (Австралия).

Что сделали: провели исследование востребованности книг читателями проекта «Гутенберг» (краткий обзор исследования можно скачать на английском языке здесь). А затем собрали все используемые слова, каждому слову присвоили оценку эмоциональности от 0 до 9 (чем выше, тем «счастливее» слово, чем ниже — тем оно «несчастнее»). А потом проанализировали самыми разными способами. Один из них оказался очень показательным…

Справка: Проект «Гутенберг» на общественных началах занимается оцифровкой книг мировой литературы (преимущественно тех, что находятся в открытом доступе). К моменту проведения исследования (2016 г.) в ней находилось уже свыше 50 тыс. книг. Только с одного из сайтов, входящих в проект, каждую неделю скачивается более 3 млн. электронных книг.

Оценку «уровня счастья» авторы дают на основе анализа публикаций в твиттере и других социальных сетях — на сайте проекта есть подробное описание того, как они это делают.

Собственно же исследование основывалось на разработках типологий художественных произведений (книг, фильмов) американского писателя-юмориста Курта Воннегута, который попытался отразить на эмоциональных графиках судьбы главных героев произведений перепады «неудача-успех». В его варианте основных сюжетов было 8 (на YouTube можно посмотреть его лекцию об этом, переведенную на русский язык).

Впрочем, исследование продолжается, появляются новые книги (и не только — теперь еще и фильмы).

Для самостоятельного изучения

Изучить самостоятельно кривые самых разных книг можно на сайте проекта — там много информации и разнообразных средств для самостоятельного изучения (что будет особенно полезно писателям, филологам, аспирантам в области литературы и книжного маркетинга, а также тем, кто хочет изучить «эмоциональное строение» сюжета своей любимой книги). Кроме того, там содержится множество дополнительных материалов, интересных как специалистам, так и простым читателям

Ссылки:

При написании этой статьи использовались материалы сайта проекта.

-----------------------

Эта статья написана специально для Творческой лаборатории «Текст». Выкладываю ее на Яндекс.Дзене, поскольку, как мне кажется, тема может быть интересной не только для писателей и литературоведов, но и для маркетологов, продвигающих свой бренд с помощью увлекательных Историй (сторителлинг), а также читателей и зрителей, которые задумываются о том, почему им одни книги и фильмы (даже одного и того же автора или режиссера!) нравятся больше, чем другие. Ну что ж, эмоциональная дуга приоткрывает один из секретов писательского мастерства.

Следующие статьи на эту тему я выложу на днях на сайте ТЛТ, поскольку они будут интересны, скорее всего, лишь тем, кто профессионально занимается текстом:

· Разбор эмоциональных дуг книг, соответствующих одному из 6 основных типов сюжетов.
· Разбор книг, не подпадающих под эти 6 дуг.
· Разбор эмоциональных дуг 7 книг о Гарри Поттере.
· Примеры использования эмоциональных дуг для анализа сценариев кинофильмов.
· Эмоциональные дуги для рассказов.
· Эмоциональные дуги в книгах нон-фикшн.
· Эмоциональные дуги статей нон-фикшн.

Предупреждение для писателей! Хорошая книга всегда вызывает шквал эмоций у читателя. Поэтому понимание того, как автор манипулирует настроением читателя очень важно. Но! Помимо эмоций есть еще множество других элементов успешного текста — будь то пост в соцсети, толстый роман или бесконечный сериал. Так что знать об эмоциональной дуге полезно, но и другими средствами стилистики и построения сюжета пренебрегать не стоит!