Потоп-город. Почему в Нижнем Новгороде до сих пор нет централизованной системы ливневых канализаций?

 Установившаяся на прошлой неделе дождливая погода вновь обострила одну из серьёзнейших, но почему-то до сих пор не решаемых, городских проблем.

Установившаяся на прошлой неделе дождливая погода вновь обострила одну из серьёзнейших, но почему-то до сих пор не решаемых, городских проблем. Из-за отсутствия единой централизованной системы ливневых канализаций Нижний Новгород буквально утонул в дождевых водах, а часть дорог в областном центре оказались размытыми.

Засушили схему
Между тем в городе уже давно разработана и даже утверждена (!) программа строительства ливнёвок. Документ был создан и принят на уровне администрации Нижнего Новгорода ещё при мэре Вадиме Булавинове. Согласно «Схеме развития дождевой канализации Нижнего Новгорода» (именно так называется документ), в городе необходимо проложить новые сети общей протяженностью 435 километров (больше, чем расстояние до Москвы), из которых 218 километров отведут на верхнюю, а 217 километров — на нижнюю часть областного центра. Кроме того, на территории столицы Приволжья предполагалось построить 6 локальных очистных сооружений и 29 насосных станций, при этом капитально отремонтировав 14 уже существующих станций.
Поскольку стоимость проекта оказалась слишком дорогой — на всё про всё требовалось более 24 миллиардов рублей — разработанную схему было решено изменить, для чего в 2016 году даже создали специальную рабочую группу.
- Откорректированная «Схема» позволит отказаться от сбросных коллекторов большого диаметра и бассейновых очистных сооружений с резервированием площадей под сами сооружения и ограничениями по санитарно-защитным зонам (средняя стоимость одного из которых составляет около 150 миллионов рублей), - пояснили «НР» в департаменте благоустройства и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода. - По предварительной оценке экономия от реализации новой «Схемы» составит от 40% до 50% от ныне существующей.
Тем не менее окончательную редакцию этот важный документ не прошёл до сих пор.

Эта песня хороша, начинай сначала
Как сообщил на последнем заседании городской Думы Нижнего Новгорода генеральный директор ОАО «Нижегородский водоканал» Николай Николюк, к 2019 году специалисты ещё только собираются провести анализ существующей сети.
- Сейчас мы помогаем городу обслуживать ту систему, что есть. У нас заключен договор на прочистку и капитальный ремонт ряда проблемных участков, - пояснил Николай Николюк. – Но чтобы решить проблему с ливнёвками, необходимо провести комплексное обследование, чтобы оценить масштаб бедствия. Это застарелая и сложная проблема, которую силами только Водоканала или только города не решить.
То, что проблема действительно носит масштабный и комплексный характер, отмечает и директор научно-производственной фирмы «ВолгоВятРегионПроект» Игорь Акчурин. Специалисты именно этой компании некогда разработали для города «Схему развития дождевой канализации», которую сейчас и корректируют.
- На окончательную корректировку уйдёт ещё полтора-два года. Дело в том, что это очень длительный и сложный в техническом плане процесс. Плюс он затратный: стоимость работ по корректировке «Схемы» составляет порядка 10 миллионов рублей, - пояснил «НР» Игорь Акчурин.

Денег нет, но вы звоните
Так уж исторически сложилось, что изначально сеть дождевых канализаций в областном центре строили выборочно, в основном для отведения дождевых стоков от главных автомагистралей. Нынешняя протяжённость ливнёвок составляет без малого 430 километров, что, по словам специалистов, не обеспечивает водозабор даже с половины территории Нижнего Новгорода.
При этом особо проблематичная ситуация сейчас сложилась в заречной части: это территория, прилегающая к Московскому и Сормовскому шоссе, микрорайону Мещерское озеро, микрорайону Гордеевский, а также поселок Сортировочный. Кстати, именно на территории последнего и должен быть реализован первый пилотный проект по прокладке более дешёвого варианта схемы ливневой канализации, но средств на его реализацию как не было, так и нет. Вместо этого чиновники лишь рекомендуют местным жителям беспокоить районные власти, чтобы те своевременно организовывали откачку воды.
- Согласно постановления администрации Нижнего Новгорода «О возложении функций муниципальных заказчиков» своевременная откачка ливневых стоков с улично-дорожной сети города входит в функциональные обязанности администраций районов города, - коротко констатировали в администрации Нижнего Новгорода.

Как из мусорного ведра
Впрочем, как замечает директор «ВолгоВятРегионПроект» Игорь Акчурин, даже если город, наконец, и найдёт деньги, новая схема ливневых канализаций всё равно не будет работать должным образом. Как не поможет и другое популярное решение, которое на днях озвучил мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов. По его словам, уже со следующего года при любом ремонте дорог обязательно будет учитываться состояние ливневой канализации, а все проектные решения должны будут включать в себя прочистку, восстановление или строительство новых элементов ливнёвки.
- Решение, конечно, неплохое, только малоэффективное, - замечает на это Игорь Акчурин. - А всё потому, что в той же самой Европе ливневую канализацию даже не чистят, ведь она не засоряется (дождь-то сверху идёт чистый). А у нас в городе ливнёвки, к сожалению, выполняют функцию сливного бачка — туда попадает весь тот мусор, который остаётся на улицах после их уборки.
При этом город тратит не малые деньги на прочистку стоков (по информации администрации города, в этом году на содержание сетей ливневой канализации из бюджета выделено аж 23 974 239,48 рублей) Мы, по сути, продолжаем ходить по замкнутому кругу.
- Чтобы город не затапливало и сети не засорялись, нужно для начала по-нормальному заняться благоустройством и должным образом осуществлять уборку и мытьё улиц — это первое. Второе: город и область должны взять на себя определённую смелость и устранить хотя бы на местном уровне все те дыры в законе, которые есть на сегодняшний день, - продолжает специалист.
Эти "дыры" возникают в связи с жёсткими требованиями экологического законодательства, которые, по словам Игоря Акчурина, если идти по более дешёвому варианту развития схемы, практически не исполнимы. Ведь любая канализация должна иметь выпуск (сбрасывать своё содержимое в водный объект), а нормативы по сбросу на сегодняшний день — слишком жёсткие.
Иными словами, к решению проблемы надо подходить в комплексе, а на это у городских властей, по-видимому, нет ни средств, ни желания. Куда проще после очередного затопления заново приводить в порядок размытые дороги, благоустраивать разрушенные набережные, в срочном порядке подгонять водооткачивающую технику, а потом, отрапортовав о выполненных работах, вновь надеяться на русский «авось».

Марина Андронова

Фото: Елена ВАЛОВА, "НР"

www.nr-gazeta.ru

#газета #Нижегородскийрабочий #нн #nnov