Найти тему
Бортпроводник

Что Минтранс разрешит брать в самолет

В последнее время все популярнее термин fake news – фейковые новости. Его очень любит президент США Дональд Трамп и пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова. Этот термин в основном применяют к серьезным политическим новостям, но тут на нашей авиационной поляне произошел массовый «фейк ньюз». Сотни российских СМИ написали о том, что Минтранс смягчает правила провоза ручной клади и отменяет взвешивание портфелей и дамских сумочек.

Сюжет в Яндекс.новостях о предложениях Минтранса
Сюжет в Яндекс.новостях о предложениях Минтранса

Прежде чем показать некомпетентность российских СМИ, объясним правила провоза ручной клади на пальцах. Те правила, что действуют сейчас, и то, как они изменятся, если предложения Минтранса будут приняты.

Все нюансы пассажирских перевозок регулируются Федеральными авиационными правилами. На данный момент перевозку ручной клади (это те вещи, что берутся в салон) регулируют пункты 133, 135 и 85. Регулируют, надо сказать, довольно мягко, отдавая почти все на откуп самим авиакомпаниям.

Так в пункте 133 говорится, что пассажир может взять с собой на борт ручную кладь в объеме, установленном правилами авиакомпании, но не меньше 5 кг. В пункте 135 перечисляются дополнительные предметы, которые может взять с собой на борт пассажир. Вот они:

-2

Обратите внимание на то, что размеры и вес рюкзака, детской люльки, детской коляски и товаров, купленных в магазинах беспошлинной торговли, авиакомпания может устанавливать самостоятельно. А других вещей, например, портфеля, дамской сумочки или верхней одежды – не может.

Пункт 85 говорит о том, что авиакомпания может потребовать от пассажира взвесить его ручную кладь (из пункта 133), а также рюкзак, люльку и коляску (те предметы из списка, габариты которых имеет право определять перевозчик, кроме покупок из дьюти-фри).

-3

Как это работает на деле? У каждой авиакомпании на сайте есть правила перевозки ручной клади. Как правило, она ограничена следующим правилом: «одно место размером не более 55 х 40 х 20 и весом в 10 кг». К тому же пассажиры могут взять с собой все что угодно из приведенного выше списка. На практике многие перевозчики не проверяют ручную кладь вообще.

Но «Аэрофлот» недавно начал проверять, чем вызвал недовольство пассажиров, после чего пошел на уступки и прибавил 5 мм к общепринятым размерам. Теперь на борт можно брать чемодан размером 55 х 40 х 25 до 10 кг и вещи из списка. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев объяснял, что пассажиры авиакомпании предпочитают чемоданы Louis Vuitton и Samsonite, а их размеры именно таковы.

-4

У «Победы» разрешенный размер меньше – 36 х 30 х 27, на то она и лоукостер. Но зато не ограничен вес и количество предметов. Везите хоть десять маленьких пакетиков, главное, чтобы они одномоментно поместились в измеритель ручной клади указанных размеров.

Что будет. В чем же суть предложений Минтранса, о которых все написали. Прежде всего, это чисто формальное изменение закона. Ведомство предлагает упразднить пункт 135 со списком разрешенных предметов и перенести весь этот список без изменений в пункт 133. Это логично, что вся разрешенная для провоза ручная кладь будет перечислена в одном месте.

Кроме того, если раньше в пункте 85 говорилось о том, что авиакомпания может потребовать взвесить ряд вещей (рюкзак, детские люлька и коляска), то теперь перечисляются предметы, которые взвешивать не нужно. Это все предметы из списка, рядом с которыми нет приписки, что их габариты устанавливает перевозчик.

То есть, согласно новым предложениям, перевозчики могут потребовать взвесить рюкзак, детскую люльку (коляску и пр.), костыли (трость, кресло-коляску и пр.), а также товары, купленные в магазине беспошлинной торговли.

Как видим, не изменилось НИЧЕГО, кроме того, что теперь авиакомпания МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬ (а может не потребовать, если это не определено ее правилами) взвесить костыли, а также товары из дьюти-фри.

Как СМИ все перепутали

Теперь о фейк-ньюс. Более 100 СМИ написали свои тексты, не заглянув в существующие правила и предложенные Минтрансом изменения. Первым было агентство «Прайм», входящее в РИА Новости. Оно так и сформулировало: «Минтранс РФ предлагает исключить портфели и дамские сумки из перечня вещей, обязательных к взвешиванию при посадке в самолет, при этом рюкзаки останутся в этом списке».

-5

О том, что портфели и дамские сумки не нужно было взвешивать, «Прайм» не пишет. СМИ растащили эту новость вслед за уважаемым агентством. Некоторые даже умудрились взять комментарии экспертов, причем ни каких-нибудь, а самых серьезных специалистов в отрасли. «Коммерсанту», например, «багажную амнистию» прокомментировали аж глава Союза пассажиров и гендиректор авиакомпании «Ред Вингс» (которая, заметим, весьма лояльна к разной ручной клади).

-6

Тему также криво осветили агентства ТАСС и РИА Новости, «Медуза» и телеканал «Дождь», «Российская» и «Парламентская» газеты и, – что удивительно, – профильный сайт Avia.ru и обычно внимательная к авиационным новостям «Фонтанка».

Внутри заметок можно начитаться всякого. Например, «Российская газета» утверждает, что сейчас «бесплатно можно провозить не более 5 килограммов, при этом предметы, ранее разрешенные к бесплатной перевозке, в том числе сумки, букеты цветов, коляски, детское питание и другие, попали в учет этих пяти килограмм». Бррр!

Самое печальное, что люди, которым эта информация может быть нужна, прочитают, поверят той же «Российской газете» и потом в аэропорту столкнутся со сложностями.

Что в сухом остатке? Если правила примут, авиакомпании будут вправе устанавливать требования к товарам из дьюти-фри и взвешивать их перед проходом на борт. Все остальное остается как прежде.

Читайте также:

· Собака открыла багажный отсек самолета на подлете к Шереметьеву. Фактчекинг

· Шакира чуть не погибла в авиакатастрофе. Фактчекинг