Как известно, 24 июля 2018 года, президент Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос строительства моста на остров Сахалин.
Идея связать остров с материком не нова и проект строительства транспортного перехода существует еще советских времен. В 50-х годах Иосиф Сталин утвердил проект тоннеля через пролив Невельского. Однако после смерти Сталина, работы прекратились.
Сегодня строительство моста на Сахалин оценивается в примерно 450 млрд. рублей. Кроме собственно самого моста, за эти деньги будет построено сотни километров железных и автомобильных дорог. В современном мире, любой проект рассматривается с точки зрения его экономической целесообразности. На сколько экономически целесообразно вкладывать почти пол триллиона рублей в Сахалин?
Мне кажется, что экономическая составляющая не главное в этом проекте, но зависит он напрямую от экономических возможностей страны - тех денег, которые страна готова потратить не в инвестиции, а в защиту своих территориальных границ.
Успех Крыма, почти на 100% обусловлен тем составом и количеством населения, которое там проживало на момент референдума. Почти 70% из 2-х миллионного Крыма - русские. Это подавляющее большинство определило судьбу и принадлежность Крыма. Грубо говоря: сепаратистские настроения возможны только там, где количество того или иного этноса достигает некоторой критической точки.
На Сахалине живет 490 000 человек на площади 76 тыс. квадратных километров, в Крыму, на площади в 25 тыс. квадратных километров живет 2 миллиона человек. Другими словами, на территории больше чем в три раза проживает в четыре раза меньше человек. Ну, а наличие крымского моста открывает сегодня широкие возможности для увеличения населения Крыма за счет множества факторов.
Сахалин, напротив, ежегодно теряет в населении. В первую очередь потому, что люди туда не едут из-за сложности связи с материком и общей неразвитости региона в следствии его островной изоляции.
Последнее время активизировались разговоры Японии о строительстве транспортного перехода с острова Хоккайдо на Сахалин. Если такой переход будет построен, то число японцев на Сахалине в итоге вырастет до критической точки и вопрос принадлежности острова может быть вынесен на общесахалинский референдум. Итог предсказуем. А опыт крымского референдума легитимизирует этот итог.
Конечно, такое развитие событий не будет стремительным, но тот, кто первым свяжет Сахалин с "большой" землей, тот и получит в свои руки стратегическое преимущество в вопросе его будущей территориальной принадлежности.