72,6K подписчиков

Мне бы в небо: судьба Ролана Гарроса

884 прочитали

Наверное, каждый слышал о французском турнире Большого шлема на кортах комплекса «Ролан Гаррос», но мало кто знает, что человек, в честь которого названо этот грандиозное сооружение, прославился вовсе не спортивными успехами.

Ролан Гаррос
Ролан Гаррос

Мечтая о небе

Ролан родился 6 октября 1888 года во французском городке Сен-Дени. В детстве он любил музыку, поэтому переехал в Париж, дабы продолжить учиться игре на фортепиано, а заодно получить юридическое образование. Вероятно, молодой француз мог бы стать знаменитым музыкантом или адвокатом, но на свою беду (а может и к счастью) увидел полет аэроплана. С этого момента все, кроме неба, для юноши существовать перестало.

В Париже Ролан познакомился со знаменитым воздухоплавателем Альберто Сантос-Дюмоном (он первый в Европе совершил публичный полёт на аэроплане и построил управляемый воздушный шар). Тот научил Гарроса летать.

Ролан Гаррос
Ролан Гаррос

Рекорды высоты

Ролан нашел свое призвание и, едва получив лицензию пилота в 1910 году, принял участие в авиационной гонке «Париж — Мадрид», а затем в «Кольце Европы» по маршруту Париж — Лондон — Париж, причем финишировал в сложных соревнованиях вторым.

В 1911 и в 1912 годах молодой француз дважды установил рекорды высоты, а получив в свое распоряжение новенький спортивный самолет Morane-Saulnier G, он совершил первый в истории авиации беспосадочный перелет через Средиземное море.

Самолет Morane-Saulnier G
Самолет Morane-Saulnier G

Кто знает каких высот, в прямом и переносном смысле этого слова, Гаррос мог достигнуть в спортивной авиации, но началась Первая мировая.

Изобретение Гарроса

Буквально в первые дни войны Ролан Гаррос записался добровольцем в ВВС Франции. Его отправили в эскадрилью «MS 23», а в начале 1915 года он перешел в «MS 26» (прославленные «Аисты», в рядах которых сражались и русские летчики).

В начале Первой мировой войны авиация использовалась для разведки территории противника и бомбометания. Стрелковое вооружение на разведывательные самолеты не устанавливалось. При встрече с воздушным противником пилот мог рассчитывать лишь на штатный револьвер.

Самым удобным оружием для пилота был бы курсовой пулемет, установленный возле кабины вдоль продольной оси самолета. Однако такому расположению мешал перекрывающий линию огня пропеллер. Гарросу очень хотелось сбивать самолеты врага, и он нашел решение.

Пилот посчитал, что количество пуль, которые поразят винт, будет незначительным. К тому же он придумал как защитить лопасти винта и установил на них стальные накладки. Конечно, такое решение было грубым, но вполне работоспособным. Часть пуль со звоном рикошетила от лопастей, улетая мимо цели, видоизмененный винт немного терял тяговую силу, зато появилась возможность уничтожать самолеты врага.

Винт, обшитый металлом. Пулемет на самолете SPAD
Винт, обшитый металлом. Пулемет на самолете SPAD

Совместно с инженерами авиастроительной компании «Morane-Saulnier», Гаррос установил на свой самолет модифицированный пропеллер и пулемет, фактически получив первый в мире истребитель. Вскоре ему представилась возможность испытать новую систему в деле. За две недели Ролан Гаррос сбил три самолета противника и еще один, не подтвержденный официально.

Пленен, но не сломлен

18 апреля 1915 года стал для летчика неудачным днем. Вылетев бомбить вражеские объекты, Гаррос попал под огонь с земли. Двигатель заглох. Пилоту пришлось посадить самолет на территории противника.

Гарроса пленили. К тому же он не успел уничтожить самолет, и оригинальную систему вооружения увидели враги.

Ролан Гаррос провел в плену три года, но зимой 1918 года сумел бежать. Через два месяца он вернулся в свою эскадрилью, прошел переподготовку на новых летательных аппаратах и снова ринулся в бой, пополнив личный счет четвертым сбитым самолетом. Если учитывать одну из первых неподтвержденных воздушных побед Гарроса, его вполне можно считать летчиком-асом Первой мировой. (В то время асами называли летчиков-истребителей, сбивших 5 и более самолетов врага).

Ролан Гаррос после побега из плена
Ролан Гаррос после побега из плена

Le dernier vol

Утром 5 октября 1818 года Ролан в составе звена вылетел на очередное задание. Над вражеской территорией французы столкнулись с превосходящими по численности истребителями врага. Завязался неравный бой, в котором Гаррос проиграл.

Отважный пилот погиб, его самолет упал на немецкую территорию. Вскоре в освобожденной от оккупантов провинции Вузье товарищи Гарроса нашли могилу с его именем. Ролан не дожил один день до своего тридцатилетия и всего месяц до окончания войны.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Крутень и его истребители: первым делом — самолёты!
Белая лилия Сталинграда — юная советская лётчица против фашистских асов