(1979) Фильм Андрея Тарковского, снятый по мотивам рассказа братьев Стругацких «Пикник на обочине». В отличие от первоисточника, почти не несёт в себе фантастических элементов.
«Сталкер» Тарковского последовательно разрывает всякую связь с реальностью, выносит историю за пределы нашего мира, делает её вещью в себе. Если в «Пикнике на обочине» известны примерные время и место действия, то для «Сталкера» это совершенно не важно. Примерно за 20 лет до событий фильма в некой местности упал метеорит, после чего там стали происходить паранормальные явления — в Зоне стали возникать аномалии, а где-то в глубинах закрытой территории появилась Комната, исполняющая самые заветные желания человека.
Главный герой — безымянный Сталкер, который зарабатывает на жизнь нелегальными экспедициями. За деньги он водит в Зону людей, желающих найти Комнату. Одними из его клиентов становятся Профессор и Писатель. Их цели неизвестны, но Сталкер соглашается отвести их в Комнату. Практически весь фильм и посвящён их пути к цели. В дороге герои обсуждают философские вопросы, спорят о предназначении, желаниях, сущности человека; цитируют Библию, Дао Дэ Цзин и Германа Гессе. Путешествие полностью меняет их, и на пороге Комнаты они осознают, что им нечего загадывать.
Сам мотив пути подан Тарковским через интересную деталь: вход в Комнату находится всего в сотне метров от места первой встречи Сталкера с Профессором и Писателем, однако напрямую к ней подойти невозможно. Чтобы войти в Комнату, надо пройти долгим обходным путём — не будь его, клиенты Сталкера попытались бы осуществить свои желания.
На протяжении почти всего фильма не происходит ничего фантастического, для Тарковского главным «паранормальным» элементом становятся метаморфозы души. Но не стоит думать, будто режиссёр не понял замысла писателей или намеренно его исказил: сценарий для фильма писали сами братья Стругацкие.
Автор: Денис Божинский