29 подписчиков

Почему наши дети не любят читать?

    Совсем недавно наша страна считалась самой читающей. Не нужны данные статистики, чтобы понять: количество читающих книги сейчас намного ниже.

Совсем недавно наша страна считалась самой читающей. Не нужны данные статистики, чтобы понять: количество читающих книги сейчас намного ниже. Да и припомните, какую книгу вы прочитали на прошлой неделе? А для многих детей сесть за чтение – это просто подвиг. Конечно, такому явлению есть свои объяснения. Наш темп жизни: мы порой не успеваем за день переделать самое необходимое, что уж говорить о книге. А между книгой и компьютером ребенок выберет второе. Короткие статьи на сайтах – вот наше основное чтение. Конечно, это связано с обилием информации, которую, чтобы осмыслить и переработать необходимо сжать, выделить главное. Только это главное уже кто-то выделил за нас, а вот мы теряем этот навык анализировать, а наши дети с трудом им овладевают (если овладевают вообще).

Внешние условия влияют на психические процессы. Почему педагоги все чаще жалуются на дефицит внимания? Для наших детей большая проблема сосредоточится долго на одном занятии (если, конечно, это не компьютерная игра). Все связано с тем, как подается информация в интернете, телевизоре, то есть тех источниках, которыми ребенок пользуется чаще всего. А подается она маленькими порциями, по возможности ярко, заметно. Особенно это видно по рекламам, но и мультики, современные передачи пестрят быстро сменяющимися кадрами, сжатой информацией. Тексты в интернете построены по тому же принципу. Не верите? Попробуйте посмотреть передачи советского периода, вы сразу ощутите разницу и поймете это.

В связи с этим в психологии появилось новое понятие: клиповое мышление. Дети хорошо воспринимают информацию, которая дается небольшими блоками по возможности ярко, и очень плохо умеют вычленять из текста главную мысль, если она не выделена жирным шрифтом. Другими словами, им нужна быстрая смена деятельности, иначе наступает утомление и снижение работоспособности.

Хорошо это или плохо, но такова реальность, таковы особенности современных детей. Люди с клиповым мышлением внушаемы, быстро сменяющиеся картинки не дают возможность проанализировать информацию, сформировать свое мнение.

Что можем сделать мы для своих детей?

Учить наблюдать, созерцать. Наблюдение за природой самое благодатное: капли дождя, падающие в лужу, муравьи, бегущий ручей, облака, меняющие свои очертания. Обращайте внимание своего ребенка на подобные вещи, наблюдайте вместе с ним, делитесь своими впечатлениями друг с другом. Поощряйте самостоятельные наблюдения ребенка.

Читать вслух большие по объему, но увлекательные книги. Таких книг очень много, назову классические: «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова, «Приключения Робинзона Крузо» Д.Дефо.

Ограничить доступ к компьютерным играм. Без комментариев, ребенок не может это контролировать, вы должны сделать это за него.