Детство в СССР было веселым и безмятежным: дома делать нечего, по телевизору вещают только два канала. А потому, после школы, забросив портфель в дальний угол, мы рвались на улицу, забыв про домашнее задание. Выносили велосипеды и гоняли на них по улицам родного города, с обеда и до позднего вечера.
Потому и дети тогда были спортивными и развитыми, крутить целый день педали, это не гамбургерами объедаться. Хотя, конечно, стоит отметить, что позволить себе купить велосипед, могла не каждая семья. На покупку нужно было отдать почти треть своей зарплаты.
Но, всё равно, цены тех лет, не сопоставимы с современными ценами. Сейчас, хороший велосипед стоит, как мотоцикл, и уж точно не всем по карману. Продавались эти "советские кони" только в специальных магазинах, которые носили гордое название: веломототовары. Иногда, приходилось приобретать велосипед по записи. И хотя они всегда были в магазине, спрос на них был просто огромный.
1. Велосипед детский "Бабочка".
Это было моё первое знакомство с велосипедом, в раннем детстве, которое затянулось на долгие годы. Я гонял на нем до тех пор, пока коленки не стали задевать о дуги руля. Только тогда мой дед посмотрел на меня, и вечером был семейный совет: внук вырос и ему нужен взрослый велик. А значит, семье нужно скидываться по "три рубля", чтобы сделать ценный подарок на день рождения.
Это было очень хорошее и прочное изделие. Если в нынешние годы устроить ему краш-тест, то инженеры новомодных автомобилей грустно почесали бы затылки. У велосипеда, максимум помяло бы колесо, а вот пластиковые детали автомобиля приказали бы долго жить.
Помню, у него был отличный мягкий ход, на нем можно было преодолевать любые ямы и кочки. Оно и понятно, шины у этого изделия, отличаются завидной толщиной. Вот только цепь постоянно слетала, но это дело поправимое.
2. Велосипед подростковый "Школьник".
Весьма интересный велосипед, для подростков 10-13 лет. Не получил многочисленной любви народа из-за его переходного возраста. Слишком уж дорого он стоил, а менять его нужно было буквально через 3-4 года.
Во времена СССР делали все покупки, руководствуясь железным правилом: одни раз купил и чтобы лет на двадцать хватило. А этот велосипед был переходной моделью, от детского, до юношеского. Следовательно, его нужно было менять, когда ребенок вырастет.
И хоть гоняла детвора на этой модели велосипеда, но всенародной любви он не заслужил. А позже, когда появились самые популярные и всеми любимые марки, типа: "Салют" и "Кама", про "Школьник" и вовсе забыли.
3. Велосипед подростковый "Кама".
Один из самых популярных и всеми любимых велосипедов. И это было весьма заслуженно. Складная прочная рама, красивый внешний вид, делали эту модель народной любимицей. Велосипед был и правда, не убиваемый. Что я только с ним не вытворял, когда впервые пересел на него с "Бабочки".
Единственным минусом этой модели, были ручные тормоза и подножка. С подножки он всегда норовил упасть и грохнуться на землю. А ручные тормоза совсем не тормозили. Тогда про дисковые тормоза еще даже не слышали, поэтому передние "колодки" были только для вида, на которые нельзя было надеяться.
А оно и не нужно было, все тормозили педалями. Крутишь резко педали назад, против движения, и велосипед останавливался как вкопанный. Для чего делали передние тормоза, для меня так и осталось загадкой.
4. Велосипед юношеский "Салют".
Всеми любимый и самый популярный велосипед. Существовало две модели: "Салют" и "Салют-С". Последняя модель была со складной рамой, как у "Камы". Эту модель уже можно было отнести к взрослой, с небольшой натяжкой. Хотя, помню, как на этих великах ездили солидные дядьки, весом под 100 килограмм.
Единственная проблема этой модели, передние тормоза. Они нормально не работали, как и у "Камы", и были просто для вида. Тормозили все педалями. Еще одна небольшая проблема: велосипед был довольно большим, тяжело было найти подходящее место для его стоянки в квартире.
Снести его с этажа на улицу, было целой проблемой, он имел такой солидный вес и не был рассчитан на детские силы. Поэтому, в обед его выносил всегда недовольный дедушка, ворча на внука, что он заставляет деда носить тяжести.
А вечером я свистел под окном, пока не выглянет отец, с жалобным видом показывая, что я весь день гонял на велике, сильно устал, и не плохо было бы мне помочь занести его на пятый этаж. Папа, разумеется, тоже недовольно ворчал на меня.
5. Велосипед взрослый "Урал".
Эта модель, хит всех взрослых. Подростку на нем кататься тяжело из-за его высокой рамы, рассчитанной на взрослого человека. Сколько раз я с него падал, трудно подсчитать. Так и не научился на нем кататься и пересел назад на "Каму".
Вот ведь делали раньше, действительно на века. До сих пор вижу, как взрослые мужики едут в гараж на этих велосипедах. У многих эта модель прошла через годы испытаний и до сих пор на ходу. Оно и понятно, металл тогда был отличный, запчасти делались надежно и стоили копейки. А потому и велосипед дожил до нашего времени и прекрасно себя чувствует.
А вот так выглядел набор юного механика. Эта сумочка крепилась к раме велосипеда и в ней лежали "семейные ключи". Сделать что-то существенное этими ключами не представлялось возможным. Они были изготовлены только для того, чтобы хоть что-то положить в комплект.
Весьма неординарное изделие для тех годов. В СССР делали надежные вещи, которые могут служить веками. Но на этих изделиях явно сэкономили.
Металл слабый и моментально срывались фаски, при попытке что-то открутить. Впрочем, мелкие гайки и болты ими крутили. У многих, в гаражах, еще сохранились подобные ключи. У меня у самого есть пара таких. Для чего они лежат? Не знаю. Наверно потому, что навевают приятные воспоминания о безмятежном детстве в СССР.
Интересные факты: а вы знаете, что в ранние годы СССР, выдавалось специальное "удостоверение велосипедиста"? Только это удостоверение давало право велосипедисту, выезжать на проезжую часть. Водитель велосипеда проходил ускоренные курсы ДОСААФ, где его обучали правильной езде и правилам дорожного движения.
Считаю, что это правило, нужно ввести и сейчас, когда много безбашенных подростков насаются по дорогам, совершенно не заботясь о своих жизнях. В общем, много чего хорошего было в СССР, и что сейчас безнадежно утеряно.