Беды и потрясения регулярно косившие новое государство в центре аравийской пустыни, как будто бы говорили: "Тебе не суждено существовать". Первый эмират был уничтожен, и на его руинах с завидным упорством государство возрождалось снова.
В 1818 году, после падения дирийского эмирата, молодой принц Фейсал бин Турки попал в египетский плен и был заточен в каирской цитадели, откуда ему удалось дважды сбежать и возглавить второе саудовское государство.
В 1865 году Фейсал бин Турки скончался и между его сыновьями началась борьба за власть, в которую вмешался соседний эмират Джабаль-Шаммар захвативший значительную территорию второго саудовского государства и поставивший в новой столице - Эр-Рияде
своего ставленника, Салима Субхана.
Самый младший сын Фейсала бин Турки - Абдуррахман, находившийся в почетном плену в Джабаль-Шаммаре, под надуманным предлогом смог возвратиться в Эр-Рияд, свергнуть шаммарского ставленника и сколотить антишаммарскую коалицию из жителей Касыма.
Ибн Рашид узнал об этом и пошел войной на Касым разбив в итоге их войско, а эмир Абдурахман не успевший к ним на помощь, был вынужден бежать из Эр-Рияда в пустыню от надвигающегося войска Ибн Рашида. Второе саудовское государство перестало существовать.
После долгих скитаний, Абдурахман нашел убежище у шейха Кувейта, а поражения и османская пенсия в 60 лир заставили забыть Абдурахмана о власти, но не смогли погасить мечту его сына Абдульазиза вернуть своему роду власть отцов...
Абдульазиз бин Абдурахман родился в правящей династии али-Сауд в 1876г, в семье имама (правителя) второго саудовского государства Абдурахмана бин Фейсала в Эр-рияде. Он был очень высок - 207 см, силен, красив, очень умен и энергичен, унаследовав эти качества от своей матери Сары Сдейри.
Возвращение
В 1901 г. принц Абдульазиз смог уговорить своего отца и шейха Кувейта Ибн Субаха попытаться вернуть Эр-Рияд. Шейх Мубарак ибн Субах согласился и вышел против Шаммара, но в итоге потерпел поражение.
После этого, Абдульазиз начал действовать по шаблону своих отцов в становлении первого и второго саудовских государств, а именно подчинять набегами окрестные племена. С отрядом в сорок человек, он начал набеги на племена Аджман, Мурра, Сбейъ и Схуль. Собрав таким образом отряд из нескольких тысяч бойцов, он начал нападать на населенные пункты находившиеся под властью Шаммара, чей эмир в свою очередь пожаловался османам.
Угрозы османов как град посыпались на головы племен присоединившихся к молодому принцу и они в страхе оставили его у разбитого корыта. Вторая попытка набрать войско и вернуть Эр-Рияд провалилась, а потерявший всякую надежду эмир Абдурахман потребовал от сына оставить эту затею и вернуться в Кувейт.
Абдульазиз обратился с проповедью к своим людям и сказал: "Вы свободны в своем выборе. А что касается меня, то я не стану объектом насмешек на улицах Кувейта." Повернувшись к послу своего отца он сказал: "Попроси моего отца что бы он помолился за нас. Наша следующая встреча с ним будет в Эр-Рияде." Когда все логичные попытки вернуть столицу провалились, молодой принц решил рискнуть всем.
План Абдульазиза полагался на эффект неожиданности. Он заключался в том что бы маленьким отрядом незаметно пройти мимо шаммарских сил и подконтрольных ему деревень, подобраться и проникнуть в город. Отряд из 40-60 человек незаметно достиг Эр-Рияда ночью, через 2 недели после выступления.
Принц распределил отряд на 3 группы: первая организовала засаду в садах на случай если в город придут подкрепления извне, вторую он оставил у главных ворот, а во главе третьей, штурмовой группы из 6 человек перелез через стены.
Абдульазиз ворвался в дом шаммарского мэра, но там была только его жена, которая сообщила что ее муж Аджлян ночует в крепости Масмак из-за просаудовских настроений в городе, а домой возвращается только после рассвета, и отряд отправился к вратам крепости где устроил засаду, позвав группу поддержки из 30 человек присоединиться к
ним и спрятаться в доме Аджляна.
На рассвете 15 января 1902 года, Аджлян вышел из крепости со своей охраной и Абдульазиз начал штурм выстрелом из винтовки по шаммарскому ставленнику, который тут же бросился назад. Считанные секунды отделяли молодого принца и будущее саудовского государства от гибели, о которых он говорил:
"Дверца крепости почти закрылась, но я прыгнул и успел схватить его за ноги. Пока мои люди перестреливались с гарнизоном крепости стоящим на стенах, охрана Аджляна щемила мои руки пытаясь закрыть дверь, а сам Аджлян брыкался и бил меня ногами, казалось что я сейчас потеряю сознание. Двое из моих людей подоспели ко мне, выбили дверь но сразу же были убиты. Трое охранников стали уводить раненого Аджляна, а я вскочил на ноги и вступил в рукопашную с оставшимися."
В этот момент к крепости подошла вторая группа и саудовцы пробились в крепость. Пока отряд Абдульазиза бился с гарнизоном Масмака состоящим из 80 бойцов, Абдалла бин Джлуи настиг Аджляна с его охраной и расправился с ними. Услышав о смерти мэра, оставшиеся в живых 50 бойцов сдались. Гарнизон города поспешил на выстрелы к Масмаку, но люди Абдульазиза уже открыли врата Эр-Рияда третьей группе и вскоре перебили всех своих традиционных врагов бросившихся в бегство.
В результате этого штурма, молодой принц потерял всего лишь двоих людей убитыми и четверых ранеными.
Узнав о возвращении саудитов, ликующие жители Эр-Рияда столпились у крепости что бы присягнуть молодому принцу. Это событие ознаменовало становление третьего государства - королевства Саудовская Аравия.