Анри Матисс: 7 фактов биографии художника

Анри Матисса считают одним из величайших художников мира всех времен. Его работы хранятся лучших музеев планеты. Матисс родился 31 декабря 1869 года и умер 3 ноября 1954 года. Его полное имя — Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse). В основном он известен как художник, хотя он также был скульптором, делал гравюры и литографии. Матисс внёс свой вклад развитие новой скульптуры и живописи вместе с Пабло Пикассо. Вот некоторые интересные факты о биографии Анри Матисса.

1. Матисс собирался стать адвокатом

Многие великие художников знали о своем даре и пристрастии к искусству с молодых лет. У Матисса был совсем другой опыт. Он хотел работать в сфере юриспруденции. Он окончил юридическую школу в Париже и в 1889 году, когда ему был 21 год, начал работать юристом в адвокатской конторе.

«Читающая женщина» (1894)
«Читающая женщина» (1894)

2. Тягу к изобразительному искусству в Матиссе открыла болезнь

В 1889 году в возрасте 21 года Матисс страдал от острого аппендицита. Врачи смогли сделать ему операцию и снять воспаление, но восстановление продолжалось длительное время. Для борьбы со скукой, мать подарила Анри коробку с красками и предложила попробовать рисовать. Матисс обнаружил, что ему это нравится.

После того, как выздоровел, он вернулся на работу в адвокатское бюро, но уже не мог отказаться от рисования. Каждое утро перед работой он учился рисованию и постоянно практиковался во время обеденных перерывов и по ночам. Его поглотило искусство. Преодолев возражения отца, который видел его успешным адвокатом, он стал художником.

«Ваза с подсолнухами» (1899)
«Ваза с подсолнухами» (1899)

3. Художник как губка впитывал разные стили

Многие художники склонны придерживаться любимого стиля на протяжении всей своей жизни, но не Матисс. Он жаждал знаний и позволял величайшим художникам мира влиять на его стиль. Вначале Анри в основном рисовал пейзажи и натюрморты в более традиционном стиле. Позднее Матисс создавал крупномасштабные бумажные коллажи. После знакомства с будущим другом австралийским художником Джоном Питером Расселом, который даже подарил Матиссу два рисунка Винсента Ван Гога, он начал создавать работы, которые показали влияние импрессионистического движения. Анри приобретал понравившиеся ему работы художников-импрессионистов, чтобы изучить структуру живописи и работу с цветом. Считается, что особенное влияние на его творчество оказал французский художник Поль Сезанн.

«Роскошь, спокойствие и удовольствие» (1905)
«Роскошь, спокойствие и удовольствие» (1905)

В итоге он стал лидером движения фовистов, чьи работы превозносили живописные качества и сильный цвет над реалистическими ценностями, сохраненными импрессионизмом. Матисс выставлял свои картины на Осенних салонах в Париже вместе с такими художниками, как Жорж Брак, Рауль Дюфи и Густав Моро, их яркие, броские краски поразили зрителей и вызвали негодование у критиков.

«Женщина в шляпе» (1905)
«Женщина в шляпе» (1905)

4. Соперничество Пикассо и Матисса

Матисс был «заклятым врагом» Пабло Пикассо. У них много картин, имеющих похожие названия и выполненные в одном стиле. Некоторые из этих произведений даже были вместе показаны на одной из выставок в Тейт Модерн в Лондоне. Они не любили картины друг друга; однако они оба, казалось, чувствовали силу другого, которая бросала вызов и стимулировала развитие творчества. На протяжении всей своей жизни каждый из них внимательно следил за работой другого. Их отношения можно охарактеризовать как соревнование или тщательно спланированную шахматную партию. Матисс однажды описал их отношения как боксерский поединок.

«Молодой моряк» (1906)
«Молодой моряк» (1906)

Пикассо и Матисс никогда не встречались лицом к лицу до 1906 года. Встречу организовала известный американский коллекционер и писатель-авангардист Гертруда Штайн, которая была коллекционером работ обоих художников. Не смотря на конкуренцию, оба художника выразили уважение как к личности, так и к творчеству друг к друга.

«Танец II» (1910)
«Танец II» (1910)
«Урок музыки (Портрет семьи)» (1917)
«Урок музыки (Портрет семьи)» (1917)
«Автопортрет» (1918)
«Автопортрет» (1918)

5. Упрощение стиля в конце жизни

В 72 года Матисс перенёс хирургическую операцию на кишечнике из-за рака. После этого его здоровье стало сильно ухудшаться и он все меньше двигался. Матисс использовал инвалидную коляску, это вынудило его изменить стиль рисования. Иногда он просто рисовал карандашом или углем, прикрепленным к длинному шесту. Он не просто рисовал по вдохновению, но также выполнял заказы, рисовал иллюстрации для книг и эскизные проекты, чтобы принести в дом дополнительные деньги.

«Девушки на жёлто-красном фоне» (1942)
«Девушки на жёлто-красном фоне» (1942)

После того, как он уже не мог стоять в течение продолжительного времени, Матисс начал создавать работы, применяя ножницы и бумагу. Анри использовал длинную палку, чтобы собирать коллажи на своих стенах. Он назвал эту технику «живопись ножницами». Художник разрезал листы бумаги, предварительно расписанные гуашью помощниками, на фигуры разных цветов и размеров и расставлял их так, чтобы получились живые композиции. Изначально эти произведения были скромных размеров, но со временем трансформировались во фрески.

Коллаж «Печали короля» (1952) создан из раскрашенной гуашью бумаги
Коллаж «Печали короля» (1952) создан из раскрашенной гуашью бумаги

6. Дети Матисса

В 1894 году модель художника Каролина Жобло родила от него дочь Маргариту. В 1898 году Анри Матисс женился на Амели Парейр, которая впоследствии родила ему двух сыновей: Жана-Жерара и Пьера. Его незаконнорождённая дочь также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Дочь Анри, Маргарита, была членом французского Сопротивления во время Второй мировой войны . Её схватили, подвергли пыткам и отправили в концентрационный лагерь Равенсбрюк. К счастью, ей удалось сбежать из поезда. Если смотреть на работы Матисса, собранные в хронологическом порядке, в этот период времени появляется определенная злость и печаль.

«Маргарита» (1906)
«Маргарита» (1906)

Пьер Матисс, открыл галерею в Нью-Йорке в 1931 году. Пьер был очень близок с отцом, жил в окружении художников, среди искусства и хотел связать с ним жизнь, но понимал, что ему не стать великим живописцем. В галерее Пьера многие люди впервые видели картины художников, ставших классиками. Он показал работы многих великих современных мастеров (в дополнение к работам своего отца), таких как: Джоан Миро, Альберто Джакометти, Марк Шагал и др.

«Спящая обнаженная на красном фоне» (1917)
«Спящая обнаженная на красном фоне» (1917)

7. Всегда простая форма

Матисс никогда не беспокоился о реальных деталях картин, которые он создавал. Важно лишь, что простые формы были правильными. Именно из-за стилизации его работы относят к фовизму.

«Голубое окно» (1913)
«Голубое окно» (1913)

За более чем 60 лет творчества Матисс работал над скульптурой, гравюрами и другими формами искусства. Его работы отличают яркие цвета и преувеличенные формы. Они так выражают эмоции, как немногие художники когда-либо были в состоянии передать. Именно поэтому его часто считают одним из самых выдающихся художников двадцатого века.

Матисс умер от сердечного приступа в возрасте восьмидесяти четырех лет 3 ноября 1954 года в Ницце.

Подборка интересных книг про Матисса: ➜ «Анри Матисс» Тумакова И., Филиппова М. ➜ «Анри Матисс» Эссерс В. ➜ «Matisse» Radulescu N. ➜ «Анри Матисс», роман о художнике (2 книги)

-14

Смотрите также на канале «Истории художников»: ➜ «Анре Матисс: 11 избранных работ» ➜ «7 удивительных мифов и фактов о Ван Гоге» ➜ «Первый русский импрессионист» ➜ «Экспрессионизм, который стоит увидеть: Франц Марк»

Истории художниковРассказываем интересные истории об искусстве, учим разбираться в стилях и истории искусства, знакомим с художниками и их картинами, рассказываем о музеях.
3,9K подписчиков