Глава 20.
После того как молва утихла, призвал Павел учеников, утешил и целовал их, желая идти в Македонию.
2. Прошёл эти страны, и утешая их словом многим, приходит в Элладу.
3. Пожив же месяца три, после навета на него от Иудеев, хотел вернуться в Сирию, имея желание возвратиться через Македонию.
4. Последовал же за ним до Асии Сосипатр Пиров из Берии*, Фесалоникяне - Аристарх**и Секунд, и Гай Дервянин* и Тимофей, Асияне -Тихон и Трофим. *Рим 16: 21. **Деяния 19: 29.
5. Эти ранее вышедшие ждали нас в Троаде.
6. Мы же обязались после дней опресночных вывести их к Филиппам и прийти с ними в Троаду дней через пять, и где пребудем дней семь.
7. В одну же из суббот, с учениками, собрался преломить хлеб, и беседовал Павел, желая уже выйти поутру, и остался со словом до
полуночи. 1 Коринф. 10: 16.
8. Зажгли свечи многие в горнице, где были в собрании.
9. Сидел же некий юноша, именем Евтих, на окне отягчённый глубоким сном, преклонился в сон, от много сказанного Павлом, пал с третьей кровли наружу и нашли его мёртвого.
10. Сойдя же, Павел пал на него и обняв его говорит: - «Не кричите, ибо душа его в нём находится».
11. Вернувшись, преломил хлеб и вкусил, довольно же беседуя до зари, и с ней вышел.
12. Привели же отрока живого и нём мало все утешились.
13. Мы же, взойдя на корабль, отвезены были в Ассон, оттуда хотели забрать Павла, ибо так нам было приказано, хотя сам пешком шёл.
14. И когда сошлись с ним в Ассоне, взяли его и приходим в Митилену*. * Город на о. Лесбос
15. И оттуда отправившись по утру пристали напротив Хию, на другой день отвезены были в Самос*, и прибыв в Трогуллии, на следующий день приходят в Милет. * 1 Макав. 15: 23.
16. Рассудил, ибо, Павел, пройти мимо Эфес, чтобы не закостенеть ему в Асии, надеясь, что возможным будет в день Пятидесятницы находится в Иерусалиме.
17. Из Милета посылает в Эфес, призывая пресвитеров церковных,
18. и когда пришли к нему, говорил им: - «Вы все знаете, что от первого дня, когда пришёл в Асию, так с вами всё время пребывал,
19. служа рабски Господу со всякой смиренной мудростью и многими слезами от напастей приключившихся мне от Иудейских наветов.
20. Так ни в чём от полезного не отказался, чтобы высказать вам и научит вас перед людьми и в домах их.
21. Засвидетельствовал Иудеям и Эллинам к Богу покаяние и веру в Господа нашего Иисуса Христа. Лука 24: 47.
22. И ныне, вот, я повязанный Духом, иду в Иерусалим, и что в нём может приключиться мне не ведаю.
23. Только, как Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы меня и скорби ждут.
24. Но не одно же попечение церквям творю, чем имею душу мою для себя честную, разве ещё только закончить движение моё с радостью и службу, что принял от Господа Иисуса, засвидетельствовать Евангелие*, как Милосердие Божие. * Ева – жизнь, Ангел – посланник = послание Жизни Вечной. Рим 8: 35.
25. И ныне, вот я знаю, что к тому не увидите лица моего вы все, к кому приходил, Царствие Божие проповедуя.
26. Тем свидетельствую вам сегодня, что чист я от крови всех дел прежних,
27. ибо не откажусь возвещать вам всю волю Божию.
28. Внимайте себе и всему пастве, над которой вас Дух Святой поставил епископами, пасти Церковь Господа сына Бога, которую Он приобрёл Кровью Своей.
Иоанн 21: 15. 1 Петра 5: 2. Исайя 53: 12. Рим 3: 25.
29. Ибо я знаю это, что по отшествию моему, войдут волки тяжкие среди вас, не щадящие стада.
30. И из вас самих восстанут мужи говорящие развращение, чтобы отторгнуть учеников во след себе.
31. Этого ради, будьте бдительны, так как три лета, ночью и днём не переставал учить со слезами одного, как и каждого из вас.
Матф. 25: 13. Евр. 13: 17.
32. И ныне предаю вас, братья Богу и слову Благости Его, могущего восстановить и дать вам наследие среди всех освящённых.
33. Ни одного от серебра или золота, или из одежд не возжелал. 1 Царств 12: 3.
34. Сами знаете, как требованиям моим и находящимся со мною послужили руки мои эти. Деяния 18: 3. 1 Коринф. 4: 12. 1 Солун. 2: 9. 2 Солун. 3: 8.
35. Всё сказал вам, так как утруждающимся подобает заступать немощными, вспоминая Слово Господа – Иисуса, как Он Сам говорил:
- «Блаженны есть больше дающие, нежели принимающие!» Лука 6: 38. 18: 22.
36. И, сие сказав, преклонил колено своё, со с ними со всеми помолился.
37. Многий был плачь, и падали на шею Павлу, облобызав его.
38. Скорбя более о слове, которое говорил, что к тому не имеют лица его увидеть. И его проводили на корабль.
Глава 21.
И такое случилось открыться нам,
отошедшим от них, явно при всех идя,
приходим в Кос и на другой же день в
Родос, и оттуда в Патару.
2. И найдя корабль, отправившийся в Финикию, поднявшись, отправились.
3. Возникший на пути нашем Кипр оставили слева, плывя в Сирию, пристали в Тире, ибо там было кораблю время разгрузиться.
4. И найдя учеников, пробыли тут семь дней, в которые ученики Павловы говорили в Духе: не приходить в Иерусалим. Деяния 20: 23.
5. Когда же пришло время закончить нам дни эти, выйдя, отправились с провожающими нас всеми женщинами и детьми даже за стены города. И преклонив колени на берегу, помолились.
6. И, целовавши друг друга в прощание, взойдя на корабль, они возвратились в свои дома.
7. Мы же, начав плавание из Тира, пристали в Птолемаиде, и целовали братию, пребывали день один у них.
8. В утро же, вышел Павел и все кто с ним, и приходят в Кесарию, и входят в дом Филиппа Благовестника, одного из семи (дьяконов), и пребывали у него. Деяния 6: 5.
9. У него же были дочери, девицы – прорицательницы. Деяния 2: 17, 18.
10. Когда мы там находились дни многие, приходит некто из Иудеи, пророк по имени Агав, Деяния 11: 28.
11. который, придя к нам, взял пояс Павла, связал свои руки и ноги и сказал: -
«Так говорит Дух Святой:
- «Мужа, от которого пояс сей, так свяжут его в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки народов». Деяния 20: 23. 24: 27 . 26: 29. Эфес. 6: 20. Филиппинцам 1: 13. 2 Тимоф. 2: 9. Евреям 10: 34.
12. И когда услышали это, молили мы и местные жители, не входить ему в Иерусалим.
13. Отвечая, Павел говорил: - «Что творите, плачем сокрушаете мне сердце? Ибо Я не только связанным быть хочу, но и умереть в
Иерусалиме готов уже за имя Господа – Иисуса.
14. На неповиновение его, промолчали, говоря все: - «Да будет воля Господня!».
1 Царств 3: 18. Матфей 6: 10.
15. После дней этих приготовился взойти в Иерусалим,
16. приходят же с нами и некоторые ученики из Кесарии, ведущие с собою Мнасона Киприянина некого, древнего ученика, у которого обитать нам.
17. С прибытием нашим в Иерусалим, любезно приняли нас братья.
18. Наутро входит Павел с нами, к Иакову, пришли и все старцы.
19. И целовал их, обращаясь к каждому, говоря о том, что сотворил Бог в народах служением его.
20. Они же, слышавшие, славили Бога и говорили ему: - «Видишь ли, брат, сколько есть Иудеев уверовавших? И все сутью своей ревнители Закона».
21. Сообщили же о тебе: учишь отступлению от Закона Моисеева, живущего в народах всей Иудеи. Призывая не обрезать детей своих, и не ходить в обычаях отеческих.
22. Что же тогда есть? По любому подобает народу собраться, ибо услышат, что ты пришёл.
23. Сделай же то, что тебе говорим: есть у нас мужи четверо, обещавшие себя Богу.
24. Этих возьми, очистись вместе с ними и проживи с ними, и остригут эти головы. И тем поймут все, что возвещённое им о тебе сутью ничто, так как пребываешь сам в сохранении Закона.
25. А из веровавшего народа мы пошлём, судивши соблюдать им ничего из этого, а только хранить себя от жертв идолам и крови, удавлены и блуда.
26. Тогда взял Павел мужей этих, наутро с ними очистившись, входит в святилище, возвещая завершение дней очищения, которое принесено было за каждого из них приношение.
27. И когда подходило завершение семи дней, кто из Асии Иудеи, видевшие его в святилище, настроили весь народ и наложили на него руки,
28. вопя: - «Мужи Израильские! Помогите! Это есть муж, что против людей и Закона и против места этого всех и всюду учит. Ещё же и Эллинов введёт в церковь и осквернит Святое место это!»
29. Ибо было, что видели Трофима Эфесянина с ним в городе, его же думаем, что в церковь ввёл Павел.
30. Весь город пришёл в движение, и было стечение народа. Схватили Павла, волочат его вон из церкви и тотчас затворили двери.
31. Дошла весть до тысячника Спиры, что весь Иерусалим возмутился, и ищут убить Павла.
32. Он же тот час взял воинов и сотника и спешит на площадь. Они же увидев тысячника и воинов, перестали бить Павла.
33. Подошёл тысячник отобрать его и приказывает связать Павла веригами двумя железными и спрашивал: - «Кто это такой и что такое сотворил?»
34. Одни - другое, иные - нечто вопили из народа. Не в силах разуметь сказанное из толпы, приказал отвести его в полк.
35. Когда уже были на ступенях, случилось поднятым быть ему воинами из-за народа,
36. так как последовало множество людей кричащих: - «Возьми его!»
37. Когда уже хотел войти в полк, Павел говорил тысячнику: - «Ещё время мне есть что-то сказать тебе». Он же спрашивает: - «И по гречески умеешь ты?
38. Не ты ли тот Египтянин, что прежде этих дней прельстил и увёл в пустыню четыре тысячи мужей головорезов?» Деяния 5: 36.
39. Отвечал же Павел: - «Я человек Иудеянин, славного города в Киликии - житель Тарсы. Прошу же тебя, разреши мне говорить людям».
40. Повелевает ему, и Павел, стоя на ступенях, помахал рукою людям.
Глава 22.
Ко многим бывшим безмолвными,
возгласил еврейским языком говоря: -
«Мужи – братия и отцы, услышьте
мой ответ вам!».
2. Услышав, что еврейским языком возгласил к ним, более приложились к безмолвию.
3. И говорил: - «Я есть муж Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийской*, воспитан же в городе этом при ноге Гамалиила - наставника отеческому Закону, известного ревнителя Божия, как и все вы кто здесь.
* Современный Тарсус южный берег Турции, севернее о. Кипр.
4. Кто этим путём гнал даже до смерти, вязал и предавал в темницу мужей и жён?
5. С тем же и архиерей свидетель мне и все старцы. От них послание принял, к живущим в Дамаске братьям, идти и привезти живущих там, связанными в Иерусалим, на мучения.
6. Случилось же мне, идущему и приближающемуся к Дамаску в полдень: внезапно с Небес заблистал Свет вокруг меня.
7. Пал на землю и слышал глас говорящий мне:
«Савл, Савл! что меня гонишь!?»
8. Я же отвечал: «Кто ты есть? Господи». Говорил мне:
«Я есмь Иисус Назорей, которого ты гонишь».
9. Со мною же находящиеся, Свет увидели и устрашены были, голоса же не слышали, обращённого ко мне.
10. Спрашивал же: «Что сотворю? Господи!».
Господь же обратился ко мне:
«Восстав же, иди в Дамаск, и там отречёшься ты от всего, что приказано тебе сотворить».
11. И так как не видел я ничего от Славы Света Оного, за руку ведом был находящимися со мною и введён был в Дамаск.
12. Анания же некий муж благоговейный по Закону, засвидетельствованный от всех живущих в Дамаске, Иудей,
13. пришёл ко мне и став, говорил мне: «Савл, брат, прозрей». И я в тот час посмотрел на него.
14. Он же говорил мне: «Бог отцов наших наперёд избрал тебя разуметь желание Его и видеть праведника и слышать глас из уст Его.
1 Иоанна 2: 1. Деяния 18: 9. Галатам 1:12.
15. Потому будешь ему свидетель у всех людей обо всём, что видел ты и слышал.
16. И ныне, что медлишь? Восстав крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа – Иисуса».
17. Случилось же мне возвратиться в Иерусалим и молиться в церкви, впасть в изумление
18. увидев Его, говорящего мне:
«Поторопись изойти вскоре из Иерусалима, так как не примут свидетельства твоего обо Мне». Деяния 9: 15. 1 Коринф. 9: 1. 15: 8.
19. И я сказал: «Господи, сами видели, как я сажал в темницу и бил на собраниях верующих в Тебя.
20. И когда изливалась кровь Стефана – свидетеля Твоего, я сам находился, стоял и соизволяя убийству его и сторожа ризы убивающих его». Деяния 7: 28.
21. И говорит мне:
- «Иди, так как Я в народы далёкие посылаю тебя».
Деяния 9: 5. Галатам 1: 16. 1 Тимофей 2: 7. 2 Тимофею 1: 11.
22. Послушали его даже до сего слова и поднимали голос свой, говоря: «Возьми от земли такого, ибо не подобает ему жить!»
23. Тогда вопиющим же им и кидающим одежды и пыль бросали в воздух,
24. повелел тысячник отвести его в полк, приказав ранами истязать его, чтобы разумел, за какую вину так кричали против него.
25. Но когда привязывали его верёвками, говорил, стоящему рядом сотнику, Павел: - «Человека – римлянина, не осуждённого, время ли есть вам бить?»
26. Услышал сотник, прибежал к тысячнику, говоря: - «Смотри, что хочешь сотворить! Человек этот римлянин есть».
27. Пришёл же тысячник, спрашивая его: - «Мне говори: римлянин ли есть ты?». Он же говорил ему: - «Ей!».
28. Говорил же тысячник: - «Я многою ценою наречение жительства сего приобрёл». Павел же говорил: - «Я же родился в нём».
29. Вдруг, тогда же, отступили от него люди, приготовившиеся истязать его, и тысячник испугался, понимая, что римлянин есть и как его связал.
30. На утро же, желая разуметь истину, чего это ради оклеветан от Иудеев, освободив его от уз и повелел прийти архиереям и всему собору их. И приводит Павла, поставив (его) перед ними.
Глава 23.
Воззрев на собрание, Павел сказал: -
«Мужи, братья! Я всею совестью благою
жительствовал пред Богом даже до сего
дня».
2. Архиерей же Анания повелел служащим ему бить его по устам.
3. Тогда Павел говорит ему: - «Бить тебе запрещает Бог, «тень* побеленная»! И ты, сидящий судить меня по Закону, преступаешь Закон, повелеваешь: да бьют меня!»
Под словом тень имеется ввиду не только покров, но и Ветхий Завет. Матфей 23: 27. Левит 19: 35. Второзак. 17: 10.
4. Служители говорят: - «Архиерею ли Божьему досаждение чинишь!»
5. Говорит же Павел: - «Не признал братья, что это и есть архиерей, ибо написано уже: «Князю людей твоих, да не скажешь злого». Исход 22: 28.
6. Когда понял Павел, что одна часть здесь из саддукеев, а другая из фарисеев, то воззвал к собранию: - «Мужи! братья! я фарисей есть, сын фарисея, за упование на «воскресение из мёртвых» я суд принимаю!»
Деяния 24: 21. Филиппинцам. 3: 5.
7. Из-за этого им сказанного, была ссора между саддукеями и фарисеями, и разделился народ.
8. Ибо саддукеи говорили: «Не будет ни Воскресения, ни Ангела, ни Духа». Фарисеи же исповедовали и то и другое.
Матфей 22: 23. Марк 12: 18. Лука 20: 27.
9. Был же крик великий, и поднялись книжники – часть фарисеев, споря между собою: - «Ни какого зла не находим в человеке этом! Если же Дух говорил ему или Ангел, не противимся Богу!»
10. Из-за множества случившейся распри, испугался тысячник, да не будет растерзан ими Павел, повелел воинам сойти и забрать его из среды их и отвести его в полк.
11. В наступившей ночи, представ ему, говорит Господь:
- «Дерзай Павел, и так, как свидетельствовал ты обо Мне в Иерусалиме, так тебе подобает и в Риме свидетельствовать». Деяния 18: 9. 19: 21.
12. В наступающий же день, сотворили некие из Иудеев навет, заклиная себя: не есть и не пить, пока не убьют Павла.
13. Было же желающих эту клятву исполнить сорок человек,
14. которые приступили к архиереям и старцам, говоря: - «Клятвою закляли себя, ничего не вкусить, пока не убьём Павла!
15. И ныне вы скажете тысячнику в собрании, пусть утром сведёт его к вам, поскольку вы желаете познать известное о нём. Мы же, прежде, даже не приблизимся к нему, готовые убить его».
16. Слышал же сын сестры Павла это, приходит в полк и рассказал Павлу.
17. Призвал Павел одного из сотников, говоря ему:- «Юношу сего отведи к тысячнику: имеет нечто сказать ему».
18. Тот, взяв его, приводит к тысячнику и говорит: - «Узник, Павел, призвав меня, просил юношу этого привести к тебе, так как имеет нечто сообщить тебе».
19. Взял его за руку тысячник и отвёл в сторону, спрашивая его: - «Что есть у тебя, что имеешь возвестить мне?»
20. Говорил же так: - «Иудеи совещались просить тебя, чтобы утром привёл Павла к ним в собор, словно бы желают известное испытать, что о нём.
21. Только, ты не слушай их, ибо его ловят мужи из них числом сорок, что дали клятву себе: ни есть -ни пить, покуда не убьют его, и ныне уже приготовились, ожидая обещанного от тебя».
22. Тогда тысячник отпустил юношу, завещав ему: -«Ни кому не рассказывай, того что объявил ты мне».
23. Призывает двоих из сотников, говорит: - «Приготовь мне воинов вооружённых две сотни, так идут до Кесарии, и конников семьдесят, и стрельцов двести, от третьего часа ночи.
24. И скот приведи, на нём Павла проводят до Феликса игемона*. * Прокуратор завоёванной области.
25. Написал же и послание, имеющее такой образ:
26. «Клавдий Лисия, державному игемону Феликсу, радоваться!
27. Мужа сего забрал от Иудеев, могущим убитым быть от них, приступил с воинами взять его, узнав, что римлянин есть.
28. Хотел понять вину, из-за которой поимели против него, и привело его ко мне сонмище их.
29. Его же нашёл оболганного от взысканий их Закона, ни одного же не имеющего достойного смерти или узам согрешения. Деяния 25: 19.
30. Сказано же мне к тому, что именно хотят Иудеи на мужа сего, потому посылаю (его) к тебе, завещав клеветникам (его) говорить пред тобою, как нынче. Здрав буди!»
31. Тогда воины, по слову, приказанному им, взяли Павла, ведут его ночью в Антипатриду.
* Город колена Ефремова, восстановленный Иродом Великим на месте Харфарсарамы, где Иуда Маккавей разбил Никанора
(1 Макав. 7: 31-32).
32. Поутру же, конники оставляют их и возвращаются в полк.
33. Они же, придя в Кесарию, отдают послание игемону, представляют ему и Павла.
34. Прочитал игемон послание и спросил, из какой области есть, и узнав, что из Киликии,
35. говорил: - «Услышу о тебе, когда и клеветники твои придут». И повёл к претору Иродову, стеречь его.
Глава 24.
После пяти дней, приходит архиерей
Анания со старцами и с неким ритором
Тертуллиан*чтобы сказать игемону о
Павле.
*Пресвитер, известный писатель на латинице, 2-3 в. н. э.
2. Тертуллиан, бывший призванным, начал клеветать,
3. говоря: - «Многим мир улучшен тобою, исправлениями бываемые для народа этого, твоим промышлением, всякий же образ, везде принимаем, державный Феликс, со всяким благодарением.
4. Но да не утруждать тебя многим, молю тебя послушать нас, вкратце, с твоею кротостью.
5. Ибо обрели мужа сего, как губителя, движимого противлением всем Иудеям, живущим по вселенной* и представителя назорейской ереси, * От вселения или поселения.
6. которой, и церковь покусился осквернить. Его же и взяли по Закону нашему, желая судить его.
7. Пришёл же тысячник Лисия,* с силою многою забрал из рук наших его и к тебе послал. * 1 Маккав. 3: 32. 2 Маккав. 10: 11.
8. Приказал и нам, обвинителям его, идти к тебе. О нём же имеешь возможность, сам рассудив, от всех этих познать, о которых мы пошлём на него».
9. Присоединились же к этому и Иудеи, говорящие: - «Этому, так и быть».
10. Отвечал же Павел, приказавшему ему – игемону говорить: - «От многих лет, находящегося тебе судьёй, праведно народу этому свидетель, великодушно от меня отвечаю.
11. Могу тебе объяснить, что не так много мне есть дней двенадцати, по которым взошёл поклониться в Иерусалиме.
12. И не в церкви нашли меня, говорящие к тому или разврат творящего народу, ни в сонмищах, ни в городе.
13. И не могут донести тебе, сколько ныне на меня возносят.
14. Исповедаюсь же тебе этим, что в пути, который эти называют ересью, я служу Богу отеческому, веруя всему существующему в Законе и пророками записанным,
15. упование имею на Бога, так как в «Воскресение» не хочу быть мёртвым. Праведником же или грешником, которого и сами сии ожидают.
16. Об этом же и я подвизаюсь, непорочную совесть иметь всегда пред Богом и человеком.
17. По годам же многим приходил сотворить милостыни в народе моём и с ними приношения, Деяния 11: 29. Рим 15: 25.
18. в которых обрели меня, очищенного в церкви, ни с народом, и не с молвой,
19. Некоторые Иудеи из Асии, которым подобает перед тобою явится и говорить, если что имеют что на меня.
20. Пускай сами те, да скажут: какую ещё во мне обретут неправду, представленную против меня в собраниях,
21. Разве от одного этого голоса, которым возопил стоя среди них, что: «За веру в «воскресение мёртвых» суд принимаю сейчас от вас». Деяния 23: 6.
22. Слушая же это Феликс, отвечал им, узнав известие о учении этом, говоря: «Когда Лисия – тысячник придёт, рассужу всё о вас».
23. Приказал же сотнику стеречь Павла но иметь послабление и никому не возбранялось из своих ему служить или приходить к нему.
24. После нескольких дней пришёл Феликс с Друсиллией – женою своею - настоящей Иудейкою, призвал Павла, да услышит от него веру в Иисуса Христа.
25. Говорящим о правде, и о воздержании, и о суде желающим быть, устрашён был Феликс, отвечая: - «Ныне, ибо, иди, время же получив, призову тебя».
26. Вместе же с тем он надеялся, что награда с Небес дастся ему за Павла, если отпустит его, для того же часто призывал его, беседуя с ним.
27. По прошествии двух лет покровительства скончался Феликс, преемником стал Поркия Фиста. Желая же угодное сотворить Иудеям Феликс, оставлял Павла под арестом.
Глава 25.
Фист же, приняв власть, после трёх
дней входит в Иерусалим из Кесарии.
2. Сказали же ему архиереи и первые из Иудеев на Павла и молили его,
3. прося благости на них, с тем да пошлёт его в Иерусалим, так сотворив, что убьют его на пути.
4. Фист же повелел Павла держать в Кесарии, ибо сам уже туда хотел вскоре выйти.
5. Если кто либо силён был из вас, - говорил он, - со мною пойдёт, если же есть какая-та неправда с этом человеке, да скажет на него».
6. Пробыв у них не более десяти дней, выходит в Кесарию и на утро, сел на судейское место, повелев Павла привести.
7. Когда он приведён был, вокруг встали, кто из Иерусалима пришли Иудеи, и многие тяжкие обвинения принесли на Павла, от которых не возможно избавиться
8. увещевающему ему, что ни на Закон Иудейский, ни на церковь, ни на кесаря ничем не согрешал.
9. Фист же, желая угодное Иудеям сотворить, увещевая Павла, говорил: - «Хочешь ли, в Иерусалим войти и там по этим обвинениям суд принять от меня?»
10. Говорит же Павел: - «Перед судом кесаря нахожусь, где мне достойно суд принять. Иудеев же ничем не обидел, это и ты хорошо знаешь.
11. Ибо если неправду или достойное смерти что сотворил, то не уклонюсь умереть. Если же нечто есть во мне, из того что клевещут на меня, никто меня не может им выдать. Кесаря призываю».
12. Тогда Фист состязаясь с советниками, отвечал: - «Кесаря призываешь, к кесарю отправишься».
13. Минувшими днями некими, Агриппа второй* царь и Верникия** сестра его, нисходят в кесарию поздравить Фиста.
* Агриппа второй, правнук Ирода Великого, с сестрой **Вереникой или Вероникой. Последний царь из Иродов, при нём было завершено строительство храма.
14. И после многих дней пребывания здесь, Фист говорил царю о Павле: - «Муж некий есть, доставлен от Феликса, как узник,
15. о котором, мне, бывшему в Иерусалиме, говорили явившиеся архиереи и старцы иудейские, прося суда на него».
16. К тому отвечал, что, «Нет такого обычая: римлянина выдавать, как человека некого на погибель, прежде даже оклеветанный, не может предстать перед лицом оклеветавших его и место ответа принимает по своему прегрешению».
17. Пришедшим им сюда, закостенения никакого не совершая, на утро сел на место судное и приказал привести мужа сего.
18. Вокруг же него встали клевещущие на него, но не одной вины, что я услышал, не несёт на себе.
19. Притеснение некоторые по своему различию веры имели к нему и о неком Иисусе умершем, о который, как говорил Павел, жив остался.
20. Недоумевал я о взысканиях этих, говорил с ними: - «Если хочешь идти в Иерусалим и там суд принять от этих».
21. Павел же призвал арестованным быть до рассуждения Августа, и приказал блюсти его, пока пошлю его к Кесарю.
22. Агриппа же Фисту говорил: - «Хотел бы и сам человека этого услышать». Он же говорил Агриппе: - «Утром услышишь его».
23. Наутро же приходят Агриппа и Верникия с большой гордостью, входят в судебную палату с тысячниками и знаменитыми мужами города, и приказали Фисту привести Павла.
24. И говорил Фист: - «Агриппа – царь и все находящиеся с нами сейчас мужи, вы видите того о котором всё множество Иудеев говорили мне в Иерусалиме и здесь, вопиющих, что не подобает жить ему.
25. Я же не нахожу ничего достойного к смерти приговорить его, и по сему, как призвал себаста* призвал рассудить его.
*Священный или Август.
26. О котором, известно, что господину не можем. С тем же и привёл его перед вами, более же перед тобою – Агриппа царь, чтобы иметь, что писать.
27. Ибо бессловесно думается мне, посылать узника, а вины, что на нём, не указать».
Глава 26.
Агриппа говорил Павлу: - «Повелевается
тебе о самом себе говорить!».
2. Тогда Павел простёр руку отвечая: - «Обо всех, о которых оклеветан есмь от Иудеев, царь Агриппа, почитаю себя счастливым быть, что перед тобою отвечать сейчас могу.
3. Более же знаю тебя, как сведущего о всех Иудейских обычаях и взысканиях. С тем и молю тебя терпением долгим послушать меня».
4. Ибо житие моё от юности, сперва, было в народе моём, в Иерусалиме, это знают все Иудеи,
5. ведающие меня с начала, что хотят свидетельствовать, так как известной ереси нашей веры жив фарисей.
6. И ныне, от упования обетования, бывшего от Бога к отцам нашим, стою на суде,
7. до которого, двенадцать колен наших беспрестанно день и ночь служат, надеясь дойти. И которым упованием оклеветан есмь, царь Агриппа, от Иудеев.
8. Что же! Неверно ли судится вами, что Бог мёртвых воскрешает.
9. Я, ибо, думал, что подобает мне многие сопротивления против имени Иисуса Назорея сотворить.
10. Это и сотворил в Иерусалиме, и многих из святых людей я в темницах затворил, власть от архиерея приняв. Убиваемым же им прилагал совет. Деяния 8: 3. 9: 1. 22: 4. 1 Коринф. 15: 9. Галатам 1: 13.
1 Тимофею 1: 13.
11. И на всех сонмищах много раз мучил их, принуждая к хулению. Свыше всякого зла, враждуя на них, гонял даже до городов пограничных.
12. За ними шёл в Дамаск с передачей власти и повелением от архиереев,
13. по полудни в пути видел, о царь, с Небес сияние более солнечного, осенивший меня свет и всех со мною идущих, Деяния 22: 6.
14. всех павших нам на землю. Слышал глас ко мне, вещающий еврейским языком:
- «Савл, Савл, что меня гонишь?* Жесток ты есть добиваясь невозможного!» * Деяния 9: 4.
15. Я же сказал: - «Кто есть? Господи!». Он же говорил:
- «Я есть Иисус, которого ты гонишь.
16. Но восстань и встань на ногу твою, ибо на это явился ты, чтобы сотворить из тебя слугу и свидетеля, того, что видел ты и что явлю тебе.
17. Изыму тебя от людей иудейских и от народов, к которым Я тебя посылаю.
18. Открой очи их, да обратятся от тьмы в свет и от власти сатаны к Богу, чтобы принять им оставление грехов и достояние в святых верою, как во Мне».
Исайя 42: 7. 60: 1. Лука 2: 32. Иоанн 1: 9. Ефес. 5: 8. 1 Петра 1: 9.
19. С тем же, царь Агриппа, не был в противлении Небесному видению,
20. но живущим в Дамаске прежде и в Иерусалиме, и во всякой стране Иудеи, и народу проповедую покаяться и обратиться к Богу, достойное покаянию дела совершая.
Иеремия 18: 8. Иезек. 33: 14.
21. Этого ради меня Иудеи, взявши в святилище, хотят растерзать.
22. Помощь получив, что от Бога, даже до дня этого стою, свидетельствуя малому и старому, ничего такого, разве, что пророки говорили и Моисей, должно случится?
23. Так, и Христос, имея пострадать, как Первый в Воскресении из мёртвых, Свет желая проповедовать людям (иудейским) и народам». Лука 24: 27. Числа 21: 9. Исайя 53: 2.
Даниил 9: 26. Захария 12: 10.
24. На это отвечал ему Фист, великим голосом говоря: - «Беснуешься ли, Павел!? Тебя многие книги в неистовство прилагают!».
1 Коринф. 1: 23. 2: 14.
25. Он же: - «Не беснуюсь, -говорит, - державный Фисте. Но вещаю истину и целомудрия глаголы.
26. ибо ведаю о них, царь, к тебе же с дерзновением говорю, ибо не верю, чтобы утаилось от этих ничего, ибо это не в углу происходило.
27. Веруешь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веруешь!»
28. Агриппа же к Павлу обратился: - «В малом мня припираешь, что б христианином стать».
29. Говорит Павел: - «Молил бы Бога, и в малом и во многом, не только тебя, но и всех меня слышавших сегодня, быть им такими, каков я есть, но без уз этих!».
30. И это сказавшему ему, восстал царь и игемон, и Верника, сидящая с ними,
31. и отойдя, беседовали друг с другом, говоря так: - «Ничего достойного смерти или заточения не делает этот человек».
32. Агриппа Фисту говорил: - «Отпущен быть может, человек сей, если бы кесаря не призывал». И с тем судить посылает его игемон к кесарю.
Глава 27.
Так суждено было отплыть нам в Италию.
Передали Павла и иных узников сотнику, по
имени Юлий полка Августа – себастьяна.
2. Поднявшись на корабль Адрамитский*, хотели отплыть в места Асии, отвезя Аристарха находящегося с нами - Македонянина** из Фессалоники. *торговый порт в МисииМалая Азия.
**Деяния 19: 29. 20:4. Колос. 4: 10.
3. В другой раз пристали в Сидоне, человеколюбивый же к делам Павловым, Юлий разрешил к друзьям отойти, пособие получить.
4. И оттуда, отправившись, приплыли в Кипр, поскольку ветры были противные.
5. Пучину же, что напротив Киликии и Памфилии, переплыв, приходят в миры Ликии.
6. И там нашёл, сотник Александрийский, корабль, плывущий в Италию, и посадил нас в оный.
7. Многие дни едва передвигаясь, и как только были против Книда, не оставляли нас ветры, приплыли под Крит при Салмоне.
8. Едва же избрав край, приходим на место некое, называемое «Доброе пристанище», которое было близ города Ласей*. *о.Крит
9. После многого времени миновавшего существования не безбедного плавания, поскольку и пост уже прошёл, совещался Павел,
10. говоря им: - «Мужи, вижу, что с досаждением и многими страданиями не только по времени и для корабля, но и душ наших уходит желание находиться в плавании».
11. Сотник же кормчего и наиклира (начальника корабля) более слушал, нежели словам Павла.
12. Не хорошее же пристанище было для зимования, и многие совет давали, отойти оттуда, и как только могут достигнуть порта Финик, и зимовать в «Пристанище» Крита, доступного для южного и северо-западного ветра.
13. После дуновению же с юга, желали волю свою изменить, подняв паруса, плыли краем Крита.
14. Не многим временем подул противный
ему бурный ветер, названый «Эураклюдон»*.
* Евроклидон заменён на «Эура» -воздух, ветер и «Клюдон» - волна.
15. Будучи похищенными ветром корабль не мог сопротивляться ветру, отдался волнам, и был носим ветром.
16. Остров же некий мимо проходил, называемый Клавдий, едва смогли удержать ладью,
17. её обуздать, всяким образом помогали обвязывая паруса корабля. Боясь сесть на мель, опустили парус, чтобы идти по ветру.
18. Весьма же поражённые бурей мы на утро совершили освобождение от груза,
19. и в третий день своими руками якорь корабельный бросали.
20. Ни по Солнцу, ни по звёздам не являвшимся многие дни, и зиме не мало приближающейся, и прочее, отнималась надежда всякая, чтобы спастись нам.
21. Многими днями голода пришедшего, встал Павел посреди их, говоря: - «Подобало, о! мужи, послушать меня, и не уплывать от Крита, и тогда бы избавились от этого досаждения и убытка.
22. И вот, ныне молю вас, снизойти душою, ибо погибель ни одной души из вас не будет, только корабля.
23. Предстал мне в эту ночь Ангел (посланник) Бога, которому я верую и служу, говорящий:
24. «Не бойся Павел, подобает тебе кесарю предстать, и вот, дарует тебе Бог всех плавающих с тобою».
25. - С тем же и дерзайте, мужи, веруя Богу, что всё так и будет, каким образом мне было
26. сказано, что к острову некому подобает мне пристать.
27. И когда четырнадцатая ночь была, как носило нас по Адриатической (пучине), в полночь подумали корабельщики, что приближаются к некой стране.
28. И измерив глубину, нашли глубины саженей двадцать. Немного прошли и снова измерили, нашли саженей пятнадцать.
29. Опасаясь попасть на камни, с носа корабля бросили четыре якоря, в молитвах ожидая дня.
30. Корабельщикам же, ищущим возможность бежать с корабля и спустивших ладью в море тайно, будто бы с носа желая якоря отдать,
31. Говорил Павел сотнику и воинам: - «Если эти не останутся на корабле, вы спастись не сможете»
32. Тогда воины обрезали верёвку ладьи и оставили её отпасти от корабля.
33. С наступлением дня, молил Павел всех, да примут пищу, говоря: - «Четырнадцатый день ждёте, не евшими пребываете, ничего не вкушая.
34. С тем же молю вас принять пищу, ибо это к вашему спасению сделаете. Ни у одного из вас волос с головы не упадёт». Матфей 20: 30.
35. Сказал же это и принял хлеб, благодарил Бога пред всеми, преломив, начал есть.
36. Обнадёженные были все и тоже приняли пищу.
37. Было же на корабле всех душ двести семьдесят шесть.
38. Насытившись пищей, облегчили корабль, выбрасывая пшеницу в море.
39. Когда же день был, земли не узнали.
Залив же какой-то увидели, имеющий песок, в который можно было извлечь корабль.
40. И якоря собрав, тащили по морю, ранее ослабив руль и подняв малый парус, под ветер, тащили к берегу.
41. Войдя в место мелководное, где увяз корабль. И нос его, увязший, пребывал недвижим, корма же разбивалась от сильной волны.
42. Войны же совещание составили, убить узников, да никто, поплыв, не сбежит.
43. Сотник же, желая сохранить Павла, запретил настрою их, приказав могущим плыть, выскочив, выйдут на берег.
44. А прочие, пусть на досках, которые были от корабля. И так случилось всем спастись на земле.
Глава 28.
Спасение же было тем, кто с Павлом
плавали на корабле, тогда поняв, что
остров Мелит называется.
2. Варвары же сотворили не малое нам милосердие, ибо разожгли огонь, приняли всех нас, перед предстоящим дождём зимним.
3. Павлу, собирающему хворост в кучу для возложения на огонь, ядовитая змея на тепло выползла и обвилась вокруг руки.
4. Как только увидели варвары змею, висящую на руке у него, то говорили друг другу: - «По всему убийца этот человек, его, спасшегося из моря, Суд Божий жить не оставляет».
5. Тот же, тогда, отряхнул змею в огонь, ничем от неё не пострадав.
6. Они же ожидали от него проявления горячки, или падения внезапно мёртвым. На много ожидая того, но ничего злого на нём не найдя, изменили своё мнение: - «Действие Бога на нём было».
7. Вокруг места этого было селение первого человека на острове, под именем Поплия, который принял нас любезно на три дня.
8. Было же у отца Поплия удержание в кровати от огненного и водного труда. К нему пришёл Павел и, помолившись, возложил руки свои на него и исцелил.
9. После произошедшего, прочие, имеющие недуги на острове том, приходили исцеляться.
10. Они же многими почестями чествовали нас, и при отъезде нам всё, что надо на потребление положили.
11. После трёх месяцев отвезли на корабли Александрийские, названием «братья Диоскуры»*, перезимовавший на острове, *Мифические герои близнецы Поливк и Кастор, дети Юпитера, покровители мореплавотелей.
12. и доплыв в Сиракузы*, пробыли там три дня.* о. Сицилия.
13. Оттуда же, отплыв, приходим в Ригию* и после одного дня по веянию южного ветра, во второй день приходим в Потиолу,**
*юг Италии.** рядом с Неаполем.
14. где нашли братьев и упрошены были от них пребывать семь дней. И так в Рим отходим.
15. И из тех братьев, слышавших всё про нас, выходят навстречу нам даже до «Аппиевой площади» и «Трёх Гостиниц», их же увидел Павел и благодарил Бога, приняв ободрение.
16. Когда же пришли в Рим, сотник передал узников воеводе. Павлу же повелел пребывать у себя, вместе сопровождающими его воинами.
17. Случилось после трёх дней, созвал Павел живущих от Иудеев первых. Собравшим же им, говорил: - «Мужи! братья, я ничего противного не совершил людям или обычаям отеческим, узником из Иерусалима предан, находясь в руках римлян.
18. Всё, рассудив обо мне, хотели отпустить, потому что ни какой единой вины смертной, чтобы было на мне.
19. Споря с говорящими Иудеями, нужда мне была назвать имя кесаря, но не так, как народ
мой, имея в чём оклеветать.
20. Этой вины ради, умолил вас, да вижу и беседую. Ибо надежды ради Израилевыми веригами этими обложен есть».
21. Они же к нему обратились: - «Нам уже писание пришло, прямо из Иудеи, и кто не пришёл бы из братьев, возвещать нам говоря, что на тебя злое нашло.
22. Молимся же, да услышим от тебя новые мудрости. Ибо об учении этом известно нам, потому что всюду споры происходят.
23. В установленный ему день, приходит к нему в приёмную странников множество, которым говорил, свидетельствуя Царствие Божие и уверял их, так же о Иисусе, о Законе Моисея и о пророках, с утра и даже до вечера.
24. И тогда многие уверовали сказанному, чему раньше не веровали.
25. Несогласные же, против друг друга, отходили, от сказанного Павлом: - «Хорошо Дух Святой говорил через Исайю пророка к отцам нашим, говоря:
26. «Иди к людям этим и скажи: Слухом слышите и не имеете разума. Видением узрите и не имеете видения». Исайя 6: 9,10. Матфей 13: 14.
Марк 4: 12. Лука 8: 10. Иоанн 12: 40. Рим. 11: 8. Иеремия 5: 21.
Иезек. 12: 2.
27. Ибо огрубело сердце людей этих, и уши туго слышат, и очи свои смежили, да не так видят очами, и ушами не услышат, и сердцем не уразумеют, и не обратятся исцелить их.
28. Ведомо будет вам, что к язычникам направлю Спасение Божие, эти и услышат».
Лука 24: 47.
29. И по этому сказанному, отошли Иудеи, с собою споря. Многие же имели спор между собою.
30. Пребывал же Павел два года, исполненный своею наградою и принимая всякого приходящего к нему,
31. проповедуя Царствие Божие и уча о Господе нашем – Иисусе Христе со всяким дерзновением и беспрепятственно.
Конец книге
«Деяния Святых Апостолов».
Имеет в себе 28 глав.