Найти тему
Мурманский вестник

Пока жуешь - живешь. Как не уснуть за рулем

Оглавление

Текст: Козлова Екатерина

Возможно, через некоторое время автоконструкторы найдут способ обуздать один из самых страшных снов водителей - за рулем. Особенно актуальна эта проблема становится в сезон отпусков, когда, стараясь урвать у «дорожных дней» несколько лишних часов, гоня по трассе, мы налегаем на педаль газа и энергетики. К чему это приводит, известно из сводок происшествий…

Корень зла - вибрация

Оптимистичная перспектива забрезжила в недавнем открытии австралийских ученых. В начале июля мировые новостные сайты запестрили сообщениями о том, что исследователи Мельбурнского королевского технологического университета выявили корень зла - причину сонливости водителей. Оказалось, виной тому - естественная низкочастотная вибрация автомобиля.

Исследования проводились на специальном симуляторе кабины, имитирующем монотонное движение по двухполосной трассе. Опытную группу добровольцев при этом подвергали низкочастотным вибрациям (4-7 герц), характерным для движущейся машины. Реакции испытуемых оценивались по ритмам сердца. В результате уже через 15 минут контрольная группа стала демонстрировать признаки погружения в сон: добровольцы начинали зевать, терять внимание, клевать носом. Через полчаса симптомы усилились, а через час сердечный ритм показывал, что они засыпают. Ученые также отметили, что из-за усталости, вызванной такой вибрацией, испытуемым было психологически и физически сложнее выполнять простые умственные задачи. При этом вибрация на других частотах, напротив, взбадривала участников эксперимента. Даст бог, автопроизводители в будущем учтут это.

А пока суть да дело, мы, нынешние автомобилисты, довольствуемся старыми дедовскими методами, а порой изобретаем собственные.

Сон как хоррор

Что такое сон за рулем, удалость испытать на себе, когда, явно переоценив силы, отправилась в дорогу на ночь глядя, подремав перед этим пару часов чисто из вежливости к собственному организму. К рассвету он не замедлил мне отомстить - сознание будто впало в кому, и я узнала, что свинцовая тяжесть на веках правда существует. Преодолеть ее не в состоянии никакие волевые усилия.

Последним здравым ощущением, которое зафиксировал мутнеющий мозг, стал жутковатый холодок в желудке от осознания, что собственное тело вышло из-под контроля на скорости сто километров в час. Что делать, свернула на первую попавшуюся подходящую обочину и позволила себе поспать.

Только так! Когда преодолеть сон невозможно, нужно плюнуть на все, остановиться и поспать хотя бы 15 минут. Даже столь недолгое пребывание в объятиях Морфея может облегчить состояние на ближайшие пару-тройку часов. Хотя самое разумное - все-таки не пускаться в дорогу невыспавшимся. Тем более в ночь.

Но вот необходимый минимум условий выполнен, вы бодры, на улице светит солнце или накрапывает уютный теплый дождик - кому как повезет, а впереди дальняя дорога. Причем чем она глаже, тем больше шансов уже на излете первого часа начать клевать носом. Почти за полтора десятка лет, проведенных в отпуске за рулем, смею утверждать, что с каждым годом трасса на Питер становится все лучше и, как следствие, все сонливее. Исключение составляют разве что небольшие участки дорожных работ. Самый крупный традиционно оказывается в Карелии и ремонтируется всегда. Каждый год он меняет свое место и протяженность - километров 10-20, но не устает поражать постоянством существования и масштабом работ.

К вопросу обустройства своей дороги соседи подходят всегда капитально и каждый раз срывают старое покрытие, докапываясь аж до скальных пород. Этот год - не исключение, самый протяженный участок ремонтируемой дороги в июле кочует где-то между Беломорском и Лоухами. Впрочем, ремонты идут по всей трассе, включая южную часть нашей области. Двигаться по ним удается максимум со скоростью километров 40 в час, да и то с риском вписаться головой в потолок. Но, коллеги-автомобилисты не дадут соврать, такие скачки - лучшее лекарство от сна. Орудуя рулем и педалями, тело и сознание сливаются в экстазе, выбрасывая в мозг мощный заряд энергии, и желание вздремнуть тонет в его пучине. Вот и решай тут, такое ли уж зло наши российские дороги...

Кофе, специи, родня

Но комфорт все-таки отвоевывает все больше места под солнцем, и в конце концов вяло контролируемое желание клюнуть носом руль настигает любого водителя. Независимо от возраста, пола и опыта. Однако народная смекалка не дремлет и проявляет в борьбе с этой напастью все больше изобретательности.

Не погрешу против истины, если скажу, что опробовала на себе все, что удавалось узнать из всевозможных источников, и надеюсь, мой опыт может кому-то пригодиться.

Самым популярным средством от дремы по-прежнему остается кофе термоядерной заварки в термосе и эспрессо из кофе-машины, по возможности двойной заварки, на каждой АЗС. Благо последними сейчас оснащены все мало-мальски приличные заправки. Но, пожалуй, этот способ можно отнести и к одному из самых рисковых. Во-первых, с точки зрения здоровья - сердце вместе со всей кровеносной системой неизбежно потребуют компенсации за лошадиные дозы кофеина. Во-вторых, именно эти лошадиные дозы могут спровоцировать прямо противоположный результат и вызвать через короткий промежуток времени дополнительную сонливость. Есть такой побочный эффект у этого напитка. Да и качество кофе на заправках не ахти. Прогнать сон с его помощью может разве что возмущение, с которым реагируешь на то, во что умудряются превратить напиток богов технологии фаст-фуда.

Альтернатива кофе - крепкозаваренный черный или зеленый натуральный чай. В нем тоже вполне достаточно кофеина и других тонизирующих веществ. Но, оговорюсь, что слова «крепкозаваренный» и «натуральный» имеют принципиальное значение, в противном случае напитки просто не подействуют. Однако тут снова всплывает вопрос здоровья со всеми вытекающими последствиями для сердца.

Еще больше последствий можно ожидать от всевозможных «энергетиков», которые еще некоторое время назад пользовались просто бешеной популярностью. Сама прихватывала в дорогу по несколько банок. Прекратила стегать организм этим зельем после того, как друга и напарника по одной из поездок, молодого парня, увезли в больницу с гипертоническим кризом, спровоцированным, как сказали врачи, именно энергетическими напитками.

Впрочем, заварить бодрящий чаек можно и самому, но это, как говорится, на любителя. Главное в нем - острота, а основа - имбирь и всевозможные специи. Степень крепости зависит от личных пристрастий, главное, чтобы каждый глоток действительно вставлял, а не просто приятно оттенял вкус. Видимо, специи разгоняют обмен веществ и кровь, что способствует дополнительному поступлению кислорода в мозг. Да и пока у тебя во рту бушует маленький пожар, сильно не разоспишься. Еще один вариант - леденцы со специями. Они продаются сейчас на некоторых заправках.

Кстати, усилить кислородную подпитку головы можно и с помощью достижений фармакологии. Сейчас существуют очень неплохие пищевые добавки и препараты на растительной основе, стимулирующие снабжение мозга этим жизненно важным элементом. Признаюсь честно, спасаюсь ими даже во время полярной ночи, когда спать хочется круглые сутки.

Но опять-таки потребление специй и лекарств нужно соотнести с возможностями своего организма и применять после консультаций с врачом.

Неплохой способ - устраивать себе время от времени гимнастику за рулем, напрягая по очереди разные мышцы тела. Можно даже попробовать потанцевать под музыку, правда, без отрыва от педалей и руля. Однажды мы устроили в машине целую дискотеку, и пара сотен километров пролетела незаметно. Но сутки подряд не протанцуешь, а заряда бодрости хватает не так уж надолго.

Разумеется, остаются в силе периодические остановки в пути с разминкой на свежем воздухе. Но делать это с каждой сотней километров приходится все чаще.

От громкой музыки начинает болеть голова, болтовня с попутчиками неизбежно утомляет, а бдительные родственники, которым строго-настрого было приказано контролировать состояние водителя, и вовсе могут уснуть первыми…

В общем, перепробовав все, до чего удалось докопаться, в конечном счете открыла для себя, как мне кажется, самое оптимальное и действенное дедовское средство.

Семечки - наше все

Прозрение началось с размышлений о том, чем бы компенсировать в дальней дороге быстро и неизбежно настигающее любого водителя чувство голода? Причем сделать это хотелось без ущерба для здоровья и фигуры, из-за чего пирожки, бутерброды и прочую снедь тут же пришлось отмести. Да и набитый под завязку желудок бодрости способствует мало. А есть за рулем хочется практически всегда. Однако за время экспериментов с сухариками, орешками, попкорном и сухофруктами непостижимая связь между жевательным движением и бодростью стала очевидной. Но, повторюсь, беспокоила внушительная калорийность таких дорожных блюд, никак не способствующая покою стрелки на весах.

Помог случайный водитель, вытряхивавший на одной из АЗС в мусорный бак пепельницу, полную шелухи от семечек. Сначала это немного удивило. Но потом, как говорится, звезды в голове сошлись и на языке завертелось архимедовское: «Эврика!».

Родной российский антидепрессант оказался эффективен и на дороге, собрав в себе целый пучок достоинств. Во-первых, это однозначно полезный продукт (Яндекс вам в помощь). Во-вторых, что особенно актуально для слабого пола, из ста граммов нечищеных семечек реально съесть можно максимум половину, остальное уйдет на шелуху. В результате объем попавших в организм калорий окажется минимум в два раза меньше, чем от такого же количества, к примеру, орехов, а время, требуемое на их щелканье, увеличится раз в пять.

Без двух банок никуда

Это процесс! Нужно ведь выбрать и достать семечку из общей кучки, закинуть ее в рот, или расщелкать, придерживая пальцами (у каждого своя технология), выплюнуть или выбросить рукой шкурки в баночку для мусора. Не говоря уже о том, чтобы прожевать само ядрышко. Вдобавок к чисто жевательному движению мы получаем работу для рук, что дополнительно выводит мозг из сомнамбулического состояния, в которое он пытается впасть от монотонной езды.

Ну и, в-третьих, воспользоваться этим бодрящим средством можно в любой момент, даже если один в машине. Тут главное - правильно организовать рабочее место. Я, к примеру, теперь не пускаюсь в путь без двух небольших продолговатых жестяных баночек из-под чая. В одной - семечки, вторая - для мусора. Сначала приспосабливаю обе возле «ручника». Потом, при необходимости, банку с семечками ставлю между ног, а мусорную либо оставляю на месте, либо зажимаю между левой ногой и водительской дверцей машины - в зависимости от того, какой руке хочется дать отдохнуть от руля. Крышечки от банок на время процесса можно запихать под массажный коврик на сиденье либо просто под ногу. Это позволит им всегда быть под рукой, и водворять их на место можно, не отвлекаясь от дороги.

На мой взгляд, ни до чего более эффективного прогрессивному человечеству на сегодняшний день додуматься не удалось. Во всяком случае, сама уже несколько лет во время дальних странствий делаю остановки лишь на автозаправках.

Правда, и семечки теперь стойко ассоциируются с сезоном отпусков.

---

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.07.2018