ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН ХХ ВЕКА
В апреле близ Милана для посещения открылось уникальное по своей ценности место – частная вилла Освальдо Борсани, дизайнера, основателя и идейного вдохновителя мебельной компании Tecno.
Аромат расставленных в вазах цветов, доносящаяся из гостиной музыка – гостеприимный дом выглядит так, будто его обитатели ненадолго вышли и вот-вот вернутся обратно. «Благодаря продуманности интерьера, его актуальностина сегодняшний день, вилла существует как бы вне времени,– говорит попечитель лондонского музея и консультант семьи Борсани по проведению выставки Амбра Медда. – Все эти атмосферные мелочи призваны подчеркнуть не столько изысканность пространства, сколько его удобство для жизни. Освальдо был любящим сыном, мужеми отцом. В каждом уголке дома чувствуется его забота о семье».
Спроектированное Борсани в начале 40-х здание – редкий образчик рационализма в архитектуре и внимания к деталям в интерьере. Мебель, элементы отделки, светильники, созданные в коллаборации с известными художниками, тонко вписаны в общую концепцию. Обстановка сохранилась такой же, что и более полувека назад. Ни внутри, ни снаружи здания не было произведено со времени постройки ни одного изменения, так как на протя-жении своей истории вилла принадлежала Борсани, а в последние 10 лет в ней размещался семейный архив. Ознакомиться с ним можно в промежутке между 15 мая и 15 сентября на открывшейся в миланском музее триеннале ретроспек-тивной выставке Освальдо Борсани, инициаторами которой стали дочь и внук дизайнера. Экспозиция охватывает период его жизни и творчества с 1930-х до начала 1980-х годов. Внимания достойны нетолько объекты – более 300 предметов, включая рисунки, фотографии, реконструкции зданий, культовые предметы мебели, но и само выставочное пространство, спроектированное Норманом Фостером.
«Мой дед был настоящим новатором. Он сыграл важную роль в становлении модернизма в Италии, оставаясь в то же время приверженцем традиций. Неважно, какого масштаба работу он вел, будь это целое здание или всего лишь стул, Освальдо наряду с технологическими инновациями всегда принимал в расчет индивидуальность и изысканность сделанных вручную вещей. Истинное наследие Освальдо Борсани заключено в том, как он совмещал и уравновешивал элегантность и рациональность», – говорит Томасо Фантони.
ВИЛЛА CASA LIBERA – ЭСТЕТИКА ВНЕ ВРЕМЕНИ
Достаточно переступить порог виллы, чтобы осознать силу влияния Борсани на развитие итальянского дизайна в ХХ веке. Особняк расположен в 20 км от Милана в живописном городке Варедо.
Дому нет еще и 100 лет, но какое это имеет значение, если в его создании принимали участие лучшие художники своего времени –Адриано Спилимберго, Фаусто Мелотти, Лучо Фонтана, Гульельмо Ульрих, Агеноре Фаббри, – работая над мозаикой, настенными панно, светильниками.
Освальдо спроектировал виллу в 1939 году, сразу после окончания Миланского технического университета. Первоначально в ней планировала поселиться семья Фульженцио, брата дизайнера. Однако дом получился настолько комфортным и просторным – 800 квадратных метров жилого пространства расположились на 3000 футах великолепного сада, что до 2008 года его занимали три поколения Борсани. После смерти Карлы, жены Фульженцио, в доме был размещен частный архив. В архитектуре и интерьере виллы причудливо сочетаются два взаимодополняющих подхода – традиционализм и модернизм. Casa Libera была закончена в 1943 году. Чистые прямые линии фасада и вторящие им вертикали высоких окон и дверей отсылают к творениям Фрэнка Ллойда Райта, а ультрасовременные технологии делают ее воплощением послевоенной роскоши: полы с подогревом, кнопки вызова персонала.
Одной из ключевых деталей интерьера является мраморная лестница. Минималистичные перила из орехового дерева, конические опоры из закаленного стекла – настоящее украшение холла. Не меньше запоминаются каминный портал в гостиной, созданный в коллаборации с Лучо Фонтана, и мраморный стол с причудливой инкрустацией по мотивам игральных карт художника Марчелло Пикардо. Любопытно, что органично вписанная в центр гостиной мебельная группа была создана намного позже уже на производстве компании Tecno. Набор стульев P110 спроектирован самим дизайнером в 60-х годах, диван и кресла – его дочерью Валерией в 70-х годах, а стеклянный и деревянный журнальные столики разработал в это же время его зять Марко Фантони. Так воочию можно наблюдать один из главных принципов жизни семьи Борсани – преемственность в ее лучшем проявлении.