Для начала, без обозначения темы статьи, хотелось бы в качестве развлекательного предисловия, поговорить немного о греческой мифологии.
И так, Эдип – царь Фив, сын Лая и Иокасты, был пронзён в ноги и выброшен у подножья горы Киферон по приказу собственного отца.
А мотив Лая был прост как 3 копейки- желание взять в жены Иокасту, несмотря на предостережение Оракула о том, что если он это сделает, то падет от руки собственного сына. Вот он и решил, что если сына не будет, то и изувечить его будет некому.
И все бы ничего, план был не плох, но брошенного ребенка нашел пастух, отнес к царю Полибу, а тот по доброте душевной вырастил мальчика и дал ему имя Эдип, что значит «имеющий вспухшие ноги».
Когда Эдип подрос, Оракул из Дельф предсказал что он убьет своего отца и станет мужем своей матери. Так как особого желания убивать родителя, коим он считал Полиба парень не имел, он решил избегать судьбы и отправился в Фивы. Но путь которым мы пытаемся уйти от судьбы, туда нас и приводит, потому по пути к городу, Эдип встречает Лая, и после спора убивает его. Дойдя до Фив, освободив их от чудовища Сфинкса и, за спасение города став его царем, Эдип берет в жены вдову Лая- Иокасту (свою мать), не зная того исполнив предсказание Оракула.
Вот такая вот ирония. И тут мы переходим к теме статьи
Эдипов комплекс — бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола).
Скорее всего вы уже знаете о таком феномене, поэтому мне бы просто хотелось поделиться с вами несколькими интересными случаями из практики Фрейда, касающимися этой темы:
Берта Паппенхайм (Bertha Pappenheim)
Берта не была пациенткой Фрейда, лучение она проходила у близкого друга Фрейда- Брайера. После смерти отца у Берты начался психоз. Симптомов было очень много: начиная от резких смен настроения и ступора, заканчивая частичной амнезией. Эпизодически она могла забыть родной немецкий язык, и в течении нескольких часов говорить и читать только на французском и английском языках.
После долгой терапии, у Брайера получилось ввести женщину в гипноз, но он не мог окончательно диагностировать болезнь. Тогда Фрейд высказал мнение, что Берта просто пытается привлечь внимание терапевта, психоаналитик так же объяснил, что столь обостренная реакция на смерть отца идет от полового влечения к родителю. И после его смерти, Берта нашла сильного авторитета в лице Брайера. Его друг был настроен скептически, из-за чего вскоре дружбе пришел конец. И это и вправду могло оказаться лишь домыслами, но Зигмунд рассказывал об одном из эпизодов лечения Берты. Однажды ее застали в истерическом приступе ложных родов. Она говорила, что была беременна от Брейера.
Фрейд сделал историю Паппенхайм основой для своей новой работы по психоанализу, осудил Брайера за игнорирование того, что явно является сексуальными фантазиями, и привел этот случай в пример, чтобы показать, что может произойти, если относиться к подобному халатно.
Маленький Ганс
Фрейд работал с пятилетним мальчиком, которого он называл "Маленький Ганс".
Ребенка к психоаналитику привел отец, который хотел помочь сыну справится с навязчивым страхом лошадей. В страхе перед огромными животными у пятилетнего мальчика не было ничего странного, так как помимо пугающих размеров, мальчик видел аварию повозки, запряженной лошадьми, и однажды видел смерть лошади.
Но Фрейд трактовал рассказы Ганса иначе.
Он провел аналогию между тем, что малыш особо сильно пугался лошадей с черными мордами, и усами его отца. Так же лошадиные шоры он ассоциировал с очками родителя.
В конце концов, Фрейд диагностировал страх маленького мальчика как особенность его Эдипова комплекса. По словам Фрейда, Ганс настолько сильно любил свою мать, что видел в отце соперника, который отбирает ее любовь и заботу, и видел его настолько большим и сильным, что проецировал свой страх на похожих, по его мнению на отца животных- лошадей.
Так как на терапии всегда присутствовал отец мальчика, психотерапевт заключил, что в ближайшем будущем его страх лошадей не пройдет.
После того, как Фрейд близко побеседовал с мальчиком, он сообщил, что все его опасения верны, и у Ганса действительно развивается Эдипов комплекс.
Эрнст Ланзер (Ernst Lanzer)
Когда Ланзер пришел к Фрейду, у него было очень много маниакальных мыслей, подобных страху задохнуться или страху за жизнь своего отца и выдуманной девушки, он до глубины души боялся, что девушка, отец, или он сам станут жертвами пыток с крысами, о которых он слышал в армии.
Пытка, которой он так боялся, состояла в том, что на ведро с крысой садят виновного и ждут пока крыса не начнет прогрызать себе путь через анус сидящего. Но что было странным, так это выражение лица пациента, когда он рассказывал о пытке. Казалось, что он не напуган, а вдохновлен этой идеей.
И Фрейд поставил мужчине диагноз – Эдипов комплекс.
Он объяснял, что его влечение к отцу привело к эмоциональному дисбалансу между страхом, любовью и ненавистью к крысам, девушке и отцу.
Влечение к отцу нашло подкрепление, когда удалось узнать что в пятилетнем возрасте отец Эрнеста часто его лупил, в то время как его няня позволяла ему трогать свое обнаженное тело, поэтому подсознательно эти два образа слились в один.
Фрейд также привнёс в психоанализ то, что он считал мощной символикой "анусных крыс". Она включает в себя заботу о чистоте, сравнение между деньгами и экскрементами, а также сравнение крыс с детьми. Последнее связано с детским убеждением в том, что младенцы рождаются через анус.