Найти тему
Ежедневное Евангелие

Грех наверху - беда внизу | Мк. 6:18

Братья и сестры, сегодня мы вкратце вспомним и скажем об обстоятельствах смерти «большего из рожденных женами» святого Иоанна, тезоименитого благодати (его имя означает «Божья благодать»), Крестителя, Предтечи Господня.

Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

Итак, Иоанн говорил Филиппу, что он незаконно живет с женой брата своего Иродиадой. У меня возникает вопрос - он для меня решенный, но его можно задать, потому что и у вас он наверняка возникнет, если вы задумаетесь: какая разница Иоанну?

Этот человек девственник, который увядил свою плоть, подвижник - и вдруг он интересуется кто с кем живет, и говорит: «ты не должен жить с ней, это жена не твоя». Вообще, по Евангелию чужих жен брать нельзя, потом Господь скажет в своей проповеди: «кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать».

Так оно и есть - не будет жить человек один, кого-то найдет себе - и будет жить с тем, вторым; потом надоест второй, найдет себе третьего; а там уже дальше терять нечего - и наберется целый гусарский список многих персон к концу жизни. Так бывает и у мужчин, и у женщин – поэтому, не разбивайте однажды собранное, потому что потом будете прелюбодействовать.

Если берешь за себя прелюбодейку, брошенную женщину - ты тоже прелюбодействуешь – это Господь сказал. В том же духе действует Иоанн Предтеча, он говорит: «не должно тебе с ней спать». Ну какая ему разница, повторяю, возникает у меня вопрос. По большому счету – что, каждый монах будет приходить и рассказывать, кому с кем жить? Не твое же это дело, вроде бы?

Здесь мы приближаемся к ответу, на мой взгляд, правильному: Иоанн переживает о народе. Ему не все равно, как будут жить люди. Он прекрасно понимает, что взаимоотношения правителей народа - это нечто очень живое и органичное, и грехи одних мучают другого, а грехи того отражаются, и рикошетом бьют по всему народу. Он знает, что разврат в царском дворце - это несчастные люди, это военные мятежи, дворцовые перевороты, обкладывание народа непомерными налогами ради любовниц, которым нет числа. Он все это прекрасно понимает, хотя он не имеет политологического образования.

Он знает, что грех наверху - это беда внизу. Поэтому он говорит царю: «не должно тебе с ней жить, с ней спать, и иметь ее как жену, потому что она не твоя жена». Кроме того, она имеет языческое происхождение, и может научить тебя чему хочешь - как когда-то научили жены Соломона творить всякое непотребство. Набрал себе без меры этих жен, и пленилось сердце его кланяться идолам вместе с ними, и всякое ненужное делать.

Поэтому Иоанн переживает о людях, находящихся наверху. Не все равно на заводе - развратник директор или нет, пьяница или не пьяница. Не все равно: губернатор - запойный алкоголик или трезвый человек, верующий или неверующий - на губернии, на регионе это будет полностью отражаться. Совсем не все равно: мэр города имеет любовницу, или не имеет - совсем разная жизнь будет в городе, потому что там будет куча грехов и беззаконий, а там будет гораздо меньше.

Поэтому Иоанн переживает о народе, и обличает Ирода, и подставляет голову под меч за эти справедливые слова - по злости женщины, которую он обидел своим вмешательством в ее прелюбодейную жизнь. Эту историю, наверняка, вы знаете.

Прошу подумать вас о том, что я сказал. Потому что политическое сознание и гражданское самосознание - они связаны также с понятием греха и справедливости, греха и праведности в отношении к тех, кто хочет залезть наверх. Это очень важная тема, библейская.

Протоиерей Андрей Ткачев
Протоиерей Андрей Ткачев