Довелось вчера увидѣть происходящее на юго-восточномъ склонѣ главенствующей въ Керчи многострадальной горы Митридатъ. Слѣва отъ четвёртаго, убогаго и диссонирующаго совѣтскаго яруса лѣстницы, который, по-видимому, такъ и не будетъ приведёнъ въ соотвѣтствіе по стилю и концепціи къ дореволюціонному, развернулись масштабныя работы по укрѣпленію склона.
Огромная площадь испещрена забитыми въ глубь металлическими стержнями, а по периметру, кажется, и сваями, — поверхность же покрывается сплошнымъ слоемъ какого-то раствора, напоминающаго бетонъ. По этому поводу возникаетъ рядъ недоуменныхъ вопросовъ.
Гора Митридатъ — это цѣннѣйшій археологическій объектъ съ плотной стратиграфіей, свидѣтельствующей объ антропогенномъ вліяніи на протяженіи 27 вѣковъ. Дѣйствительно ли эта территорія детально изучена и не представляетъ исторической цѣнности? И почему Восточно-Крымскій музей-заповѣдникъ позволилъ создать на склонѣ горы сплошное свайное полѣ съ плотной изоляціей поверхности?
Неужели было невозможно использовать болѣе щадящіе методы борьбы съ оползнями, причиной которой на Митридатѣ служатъ осадки? Напримѣръ, какъ на склонѣ холма у Крымскаго моста, гдѣ поверхность была выровнена, покрыта изоляціонными матеріалами и водоотводами? Наконецъ, нельзя ли было прибѣгнуть и къ такому «примитивному» способу какъ созданіе террасъ и посадка деревьевъ? Почему былъ выбранъ методъ наиболѣе сильнаго и дорогого по расходамъ техногеннаго вмешательства съ проникновеніемъ въ тѣло горы, несомнѣнно содержащей историческіе артефакты? А, къ слову о городѣ-героѣ: тамъ шли боевыя дѣйствія и могутъ быть останки нашихъ солдатъ. Вдобавокъ, даже если въ будущемъ склонъ будетъ покрытъ зеленью, выглядитъ онъ сейчасъ предѣльно небрежно. Почему тогда ему не придали аккуратную форму?
Второй вопросъ хотѣлось бы адресовать какъ музейнымъ работникамъ, такъ и славному керченскому отдѣлу городской архитектуры, получившему наканунѣ награды за свою успѣшную дѣятельность (хотѣлось бы узнать, въ какой именно области?). Кто-нибудь изъ нихъ думаетъ о предстоящемъ обязательномъ возстановленіи музея древностей (гефестіона) или они предпочитаютъ навсегда похоронить лучшія страницы исторіи Керчи?
На встрѣчѣ съ главой администраціи С. В. Бороздинымъ 31 мая узналъ, что ни часовня, ни музей древностей не включены въ 1,5-млрд проектъ (правда, Сергѣй Вадимовичъ говорилъ о суммѣ въ 1,2 млрд, но, помнится, было предложеніе В. В. Путина по ходатайству руководителя заповѣдника Т. В. Умрихиной повысить её до 1,5 млрд, чтобы на всё — или всѣмъ — хватило). Дескать московское вѣдомство, отвѣтственное за реализацію ФЦП, не допускаетъ новодѣла въ проектѣ капитальной реконструкціи. То есть переложить заново большую часть лѣстницы можно. Остроить лѣвый пролётъ второго яруса и правый третьяго съ нуля — можно. Укатать весь Митридатъ въ бетонъ истерзать древнюю землю сваями — можно! А вотъ возсоздать по оригинальнымъ образцамъ и чертежамъ музей и часовню какъ неотъемлемыя части комплекса Митридатской лѣстницы — оказывается, нельзя! Видимо, дѣло тутъ не въ законахъ и правилахъ, а въ способности и желаніи ихъ трактовать такъ, а не иначе…
Ну такъ вотъ, наша городская администрація, словамъ и обѣщаніямъ которой лично я предпочитаю не вѣрить, дабы не разочаровываться разъ за разомъ, увѣряетъ, что будетъ прилагать усилія для возстановленія двухъ указанныхъ выдающихся памятниковъ исторіи и архитектуры Керчи по отдѣльной федеральной цѣлевой программѣ. Допустимъ. Тогда спрашивается, какъ господа собираются отстраивать музей древностей, если его территорія будетъ занята сваями и бетонированнымъ склономъ? Или всё, что сегодня дѣлается, завтра придётся разбирать и передѣлывать? Хорошо, что мы живёмъ въ богатой странѣ, въ которой, правда, денегъ уже даже на стариковъ не хватаетъ…
Неужели передъ началомъ столь радикальныхъ противооползневыхъ работъ никто не сталъ проводить изыканія остатковъ стараго фундамента и территоріи памятника? Неужели сотрудники музея, навѣрняка провѣрявшіе проектъ, не знаютъ, что для строительства гефестіона склонъ горы былъ срѣзанъ и, судя по позднимъ фотографіямъ, имѣлъ подпорную стѣну. Сегодня граница этого срѣза слабо прослѣживается изъ-за спуска верхнихъ слоёвъ почвы, однако безъ возстановленія этой подпорной стѣны весьма вѣроятно, что реконструкція музея древностей на оригинальномъ мѣстѣ окажется невозможной.
Кстати, хотѣлось бы узнать смѣту на работы конкретно по данному участку. Убѣждёнъ, что она вполнѣ можетъ перекрыть стоимость возстановленія зданія на крѣпкой сплошной бетонной плитѣ. На такой, напримѣръ, построено громадное зданіе бывшаго универмага «Чайка» на Предтеченской площади. А при этомъ противооползневыя работы здѣсь навѣрняка можно было бы провести болѣе дешёвымъ и эффективнымъ способомъ.
Надѣюсь, потомки будутъ знать и порицать имена тѣхъ, кто былъ причастенъ къ архитектурному и сакральному уничтоженію Керчи на протяженіи болѣе ста лѣтъ, намѣренному сносу храмовъ и наиболѣе цѣнныхъ зданій съ послѣдующей застройкой ихъ территорій какимъ-то непотребствомъ. Я понимаю, что убѣждённые большевики были отборными русофобами, но почему нынѣшнее поколѣніе пытается имъ подражать?
6 іюля 2018 года.
И это ещё не всё. Согласно публичной кадастровой картѣ, городское руководство на дѣлѣ даже не думаетъ о возстановленіи музея древностей: въ декабрѣ 2016 года на мѣстѣ памятника былъ выдѣленъ участокъ размѣромъ 10 сотокъ, оцѣнённый въ 2 млн рублей и предназначенный для «отдыха (рекреаціи) и общественнаго питанія».
Неужели участокъ уже проданъ или въ лучшемъ случаѣ запланированъ къ реализаціи подъ застройку очередной кафешкой?! Неужели администрація Керчи, носящей статусъ самаго древняго города Россіи, прямо во время реконструкціи историческаго комплекса Большой Митридатской лѣстницы, пускаетъ съ молотка будущее его памятниковъ и облика города въ цѣломъ? Повѣрить въ это, послѣ десятилѣтій общественныхъ усилій для возстановленія музея древностей (служившаго и церковью Александра Невскаго) рѣшительно невозможно. Впрочемъ, на нашихъ глазахъ недавно былъ застроенъ участок важнѣйшаго для архитектуры Керчи дома Домгера.
Владиміръ Петровичъ Толстиковъ, многолѣтній руководитель Боспорской археологической экспедиціи, сообщилъ, что до послѣдняго времени онъ не имѣлъ понятія о проводящихся масштабныхъ работахъ на склонѣ горы — никто изъ отвѣтственныхъ лицъ ему не сообщалъ. Въ прошломъ году до самого отъѣзда въ Москву въ началѣ сентября онъ постоянно наблюдалъ за происходящимъ вокругъ лѣстницы и фотографировалъ. Руководившія изысканіями лица увѣряли его, что всѣ работы будутъ производиться только по трассѣ лѣстницы, которая въ цѣломъ изучена. Обѣщали, что, если натолкнутся на культурный слой, то зафиксируютъ его и трогать не будутъ. Предполагались буренія для развѣдки территоріи, выясненія геосостава, залеганія пластовъ, а, если потребуется, — и укрѣпленіе склона.
По его словамъ, часть этого участка изслѣдовалась археологически. Вверху первые раскопы заложилъ ещё Юлій Юльевичъ Матри, а потомъ съ 1945 года продолжалъ Владиміръ Дмитріевичъ Блаватскій. Тамъ были найдены небольшія остатки подпорныхъ стѣнъ I–II вѣка съ деталями вторичнаго использованія, въ томъ числѣ знаменитыми элементами храма Аполлона, датированными позднеархаическимъ временемъ. Были также обнаружены фрагменты чернолаковой и другой керамики. Серьёзныхъ же строительныхъ объектовъ не было.
Но ниже, непосредственно надъ зданіемъ стараго музея, на высоту примѣрно 15–20 метровъ, никто никогда не копалъ. Тамъ можно ожидать сложныя по своему составу и насыщенныя керамикой насыпи, которыя образовались и въ античности, и въ результатѣ отваловъ со старыхъ раскоповъ, перемещенія слоёвъ сверху внизъ. Если говорить о позднеантичномъ и раннесредневѣковомъ времени, когда на горѣ уже не было акрополя и города, то это 2–3 метра богатаго матеріаломъ золистаго слоя свалокъ, возможны и полуразрушенныя погребенія раннесредневѣковаго некрополя.
В. П. Толстиковъ выразилъ недоумѣніе, съ какой цѣлью могутъ проводиться текущія грандіозныя и затратныя работы по укрѣпленію склона площадью до гектара, которыя, конечно, къ самой лѣстницѣ отношенія не имѣютъ. А также выразилъ опасенія, что, если подобныя работы запланированы и съ сѣверной стороны лѣстницы, то онѣ затронутъ и вовсе некопанный культурный слой. Вообще, трагедія въ томъ, что за бетонной дорогой территорія цѣннѣйшаго городища не стоитъ на учётѣ, да и склонъ, гдѣ лежитъ лѣстница, формально не считается городищемъ. Полноцѣнной охранной зоны Пантикапея до сихъ поръ нѣтъ — её никакъ не могутъ утвердить.