Московский Вудсток, Падение занавеса, "Пир во время путча" - всё это об уникальном фестивале «Monsters of Rock», проведенном 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве. Масштабный праздник, устроенный медиаменеджером Борисом Зосимовым, переросший в эксперимент: что будет если дать миллиону человек пронести неограниченное количество алкоголя, но не установить ни одного общественного туалета.
Известно, что неискушенная советская публика могла бы дать фору любым зарубежным фан-клубам, в тот день, меломаны не просто стремились увидеть легенд мировой метал-сцены, им казалось - они избранные, первые, кто увидит "Metallica" и "AC/DC" в стране, где "Ласковый май" колесил в туре уже в 4 состава. Милиция со своей задачей не справилась, а вот у медиков такой возможности не оказалось - помощь была оказана всем обратившимся, а было таких около сотни. Джеймс Хэтфилд( Metallica) в радиоэфире Джо Рогана вспоминал:
"В первом ряду стояли ребята в форме, вроде полиция. И уже через три-четыре песни они говорят: "Да пошло оно всё нахер", скидывают вещи, трясут головой и отрываются. Перед нами было перерождение закрытого общества в свободное. Люди менялись у нас на глазах!"
Борис Зосимов, глава «BIZ Enterprises» понимал невероятную миссию"Monsters of Rock", это было эпохальное событие для страны, которой оставалась существовать ровно три месяца. И то ли потому, что " Queensryche" и "Montley Crue" до СССР не доехали, то ли по старой советской традиции "показать что мы тоже можем", для выступления на фестивале было решено найти отечественную хэви-метал группу. Ей стала " Э.С.Т.".
«Электро Судорожная Терапия» , "Э.С.Т.", или "E.S.T." - московская метал-группа, образованная во второй половине 80-ых годов, вокалистом, автором всех песен и музыки был Жан Сагадеев.
Московская рок-лаборатория действительно отличалась от Ленинградского рок-клуба, несмотря на имидж по-настоящему творческого города, ленинградские коллективы той поры стали проигрывать московским по самобытности. Не исключением был и проект Сагадеева. Внешность музыкантов, поведение на сцене, вокал и аранжировки непременно подталкивали слушателей к американскому хэви-металлу, однако, Жану удавалось писать тексты, отсылающие к русскому фольклору, беспамятному веселью, присущего "нашим" людям.
Приложенное видео , являющееся фрагментом "Программы А", наиболее ярко передает всё желание коллектива быть похожими на западные метал-команды. Гитарист Э.С.Т. всем силами копирует легендарного Слэша, а задранный вверх микрофон и манера игры на басу Сагадеева отсылает к никому иному, как Лемми Килмистеру. Проект Жана некоторые вовсе считали российской адаптацией "Motorhead", хотя данное высказывание крайне спорное. Фронтмены еще встретятся в 1997 году в Москве на Горбушке, где Э.С.Т. будет на разгреве у "моторов". Килмистер оценит звучание россиян, и даже передаст в их гримерку ящик пива за свой счет.
В будущем, группа будет продолжать выступать на одной сцене с зарубежными коллективами: Sepultura, Uriah Heep, Faith No More. Э.С.Т. появляются в телепрограммах и радиоэфирах, а их концерты становятся профессиональными шоу по канонам хэви-металла - мощная ритм-секция, стена звука, артистичный фронтмен. До конца 90-ых, группа записывает несколько песен с Валерием Золотухиным, однако тяжелое звучание все больше проигрывает "классическому" русскому року. В нулевых флагманом всех фестивалей являются "Король и шут", продолжает свой путь якобы нестареющая "Алиса", а за тяжелое звучание отвечает Валерий Кипелов.
Хэви-металл постепенно теряет позиции во всем мире, так и не успев дать собственные корни в новой России. Э.С.Т. успеют выдать за 9 лет нового тысячелетия 3 альбома и один концертник. Однако, почти все они окажутся незамеченными, площадки для выступления становятся всё меньше.
В начале лета 2009 года Жан Артурович Сагадеев был найдет мертвым в квартире отца. Его нашли в сидячей позе с сдавленным телефонным кабелем на шее. Странные обстоятельства гибели и нежелание ближайшего окружения верить в официальную версию - самоубийство, спровоцировали немало слухов и домыслов. До сих пор считается, что Жан был убит. Несмотря на редкие выступления группы после смерти вокалиста, день смерти музыканта, считается и днем распада Э.С.Т.
Почему Э.С.Т. - достоинство отечественного хэви?
Мы можем только догадываться почему Борис Зосимов, искавший отечественную группу на сцену "Monsters of Rock", остановился на Э.С.Т. Однако, очевидны попытки Сагадеева адаптировать если не звук, то тематику песен для отечественного слушателя. Жан хорошо знал иностранные языки и на нескольких записях продемонстрировал это: песни "Bully", "Keep Your Gun In Oil", отечественное происхождение которых выдает лишь незначительный акцент. Больший интерес у него вызывали темы, связанные с гражданской войной в России - "Десять Веселых Лет" и "Вспоминайте меня", последняя - личного авторства Нестора Махно.
Немалую роль Жан отдавал классической для русской поэзии теме - великолепию русской природы, а также борьбы за Родную землю. Motorhead, с которыми так часто сравнивали Э.С.Т., часто рисовали картины битв в своих песнях (особенно соответствует теме"Voices From The War", альбома "Hammered"), однако Сагадеев не переводит тесты зарубежных коллег, а находит собственные примеры, так появилась поэтичная и воинственная "Штыком коли, прикладом бей!". Что касается любовной лирики, то и с ней Жан справился на отлично - "Нет, слышишь, нет" была крайне популярна даже на станциях с поп-музыкой, а песня "Дикая и пьяная" с образами кабаков, церквей и "злой, слепой Руси" по своему настроению стремится к классику начала прошлого века - Сергею Есенину.
Заключение
Довольно трудно осознавать это, но главным днем для Э.С.Т. навсегда осталось 28 сентября 1991 года, когда состоялся Тушинский фестиваль. Жан Сагадеев, воспитанный, в основном, американской тяжелой музыкой, был одним из первых отечественных музыкантов, который поставил цель не только достичь качественного звучания, для стиля, созданного целиком зарубежными коллективами, но и адаптировать его для местного слушателя. Возможно, ему удалось сделать это лучше всех к периоду развала Советского Союза.
Причины дальнейшего неуспеха, особенно в 00-ых, можно искать в росте популярности других направлений, устаревании хэви-металла как жанра, даже в менталитете отечественных меломанов, которые предвзято относятся к "землякам"(эта тема для целой отдельной статьи (возможно, в нескольких частях)). Тем не менее, Э.С.Т. выполнили свою роль, показав достойный уровень в сравнении с заграничными коллегами, а Жан Сагадеев остался в истории российской музыкальной индустрии, как человек с собственным, оригинальным видением и желанием искать свой творческий почерк.
Музыкальный катафалк. Август 2018.