Попробуйте решить простую задачку с двумя условиями: 1. Все рыбы дышат жабрами. 2. Дельфины не дышат жабрами. Вопрос: Дельфины являются рыбами или нет?
Ответ очевиден. Даже если мы не знакомы с тем как классифицируются дельфины в биологической систематике. Потому что, из двух предпосылок задачи, мы легко сделаем вывод: дельфины не являются рыбами. Умение делать подобные выводы — это важный инструмент нашего мышления, который мы используем каждый день, принимая те или иные решения. Это основы логики, которые мы воспринимаем как данность. Но действительно ли сама природа наделила нас таким врожденным умением или это продукт цивилизации?
Пролить свет на этот вопрос помогли исследования советского психолога Александра Лурии. В начале 30-х годов, Лурия и его коллеги отправились с научной экспедицией, в те регионы СССР, где люди жили в достаточно примитивных условиях и не владели грамотностью. С этой точки зрения наиболее удачными районами представлялись Киргизия и Узбекистан — те районы Советского Союза, в которых еще не прошли процессы модернизации.
Пообщавшись с местным населением, ученый начал замечать интересные вещи. У неграмотных людей наблюдались явные странности со способностью классифицировать предметы. Допустим они не находили сходства между нарисованными объектами круглой формы, которые можно было классифицировать, по принципу их геометрической похожести, как разновидности круга.
Но ведь умение разделять предметы на категории лежит в основе логики. Продолжая свои наблюдения, Лурия захотел выяснить, обладают ли эти «традиционные люди» способностью к логическому мышлению. Он попросил испытуемых решить простейшую логическую задачку: 1. На Крайнем Севере, где всегда лежит снег, все медведи белые. 2. Новая Земля расположена на Крайнем Севере. Вопрос: Какого цвета там медведи?
Опрошенные им мужчины и женщины отвечали на этот простой вопрос следующим образом: «Я никогда не был на Севере и не видел медведей» или «Если вы хотите узнать ответ на этот вопрос, то должны спросить людей, которые бывали там и видели этих медведей». Таким образом Александр Лурия сделал потрясающее открытие: люди живущие в культуре устной речи, где не умеют читать и писать, не владеют элементарными средствами логического рассуждения.
Но ведь, если посмотреть на историю человека как вида глобально, то можно отметить, что эра письменности началась совсем недавно. В то время как эра устной речи была очень долгой, она почти полностью охватила целый этап эволюции нашего вида. И нам практически невозможно представить, что творилось в головах наших предков, лишённых элементарных средств логики. Ведь мы интуитивно воспринимаем нашу способность как данность.
Почему же умение читать и писать так трансформирует наше мышление? Все дело в постоянстве рукописного слова. До изобретения письменности, слова были подобны мыльным пузырькам: они произносились и исчезали в небытие. Логические манипуляции с ними были немыслимы. Когда слова стали записываться, появилась необходимость создавать словари. Слова в словарях, нужно было как-то распределять по тематикам, классифицировать. Так появились категории.
И тут началось самое интересное: люди стали классифицировать виды животных, насекомых, рыб. Потом они научились классифицировать идеи. Это был поистине радикальный способ мышления. Стало возможным сравнивать объекты на основе принадлежности их к той или иной категории. Появилась логика, в том виде в каком мы её знаем и любим. Устная речь была слишком ненадежна, чтобы ею можно было пользоваться при анализе.
На первый взгляд размышление и письмо кажутся не на столько связанными процессами. Только это не так. И в Греции, и в Индии, и в Китае (независимо друг от друга), логика возникла после после появления письменности. Только с появлением письменности в повествованиях появились последовательные рациональны рассуждения.
Культура письменности выводит человеческое мышление на качественно новый уровень. Примечательно, что даже неграмотные люди живущие в культуре грамотных людей обзаводятся этими логическими инструментами. А люди выросшие в традиционных культурах устной речи, начинают мыслить по-другому освоив чтение и письмо. Смену активности мозга можно даже зафиксировать при МРТ-сканировании мозга грамотных и неграмотных людей.
Культурная среда и инструменты передачи информации радикально меняют наше сознание. Напрашивается вывод о том что эра киберпространства тоже должна нас трансформировать: человечеству предстоит пережить качественный скачек к чему-то новому. Появление интернета может сделать с нашим мозгом нечто сопоставимое с тем, что сделала письменность с мозгом наших предков. Мы должны быть готовы к новому типу мышления эпохи интернета и мгновенной передачи информации.