Найти в Дзене
ТАЙНЫ АЛХИМИИ

Загадка Агатодемона

Одно из самых таинственных имен, связанных с греческой алхимией, – Агатодемон (греч. Ἀγαθοδαίμων). Это имя известно нам по мифологии. Агатодемон (Благой Демон, Добрый Демон, Благой Дух) – в поздней античности божество виноградников и полей, в римском Египте – гений места. В то время в Александрии было святилище Агатодемона.

Но есть немало упоминаний о неком алхимике с таким именем. Был ли в действительности Агатодемон алхимиком – утверждать с уверенностью нельзя, но его имя неоднократно упоминается в алхимических трактатах, оно то соотносится с мифическим персонажем, то с реальной личностью. Олимпиодор писал о нем так: «Некоторые говорят, что он древний философ, один из старых философов Египта, другие – что он таинственный ангел или божество, даймон, Защитник Египта. Другие называют его Небом, так как его символом является образ мира».

Французский ученый Марселен Бертло (1827–1907), известный исследователь древних алхимических текстов, относит Агатодемона к легендарным алхимикам и пишет о нем так: «Агатодемон, или добрый демон, является синонимом египетского бога Хнупи: он представляет медицинское божество.

Некоторые гностики чтили змею как его эмблему и даже хранили домашних змей, обозначенных именем Агатодемона, которых считали покровителями дома. Видели родство этого персонажа с эмблемой алхимии – змеей, кусающей свой хвост. Членов сект (агатодемонитов) даже отождествляли с алхимиками. <...> Агатодемон часто цитируется нашими алхимиками как реальный автор» (Бертло М. Происхождение алхимии (глава из книги) // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., комм., пер. К. Богуцкого. М.: Новый Акрополь, 2012. С. 528.).

Упоминается Агатодемон и в герметических текстах. Гермес Триждывеличайший, обращаясь к к своему сыну Тату, заявляет: «Добрый Гений (Агатодемон) действительно говорит, что боги суть бессмертные люди, а люди – смертные боги». И немного далее продолжает: «Я скажу тебе то, сын мой, что я всегда слышал от Доброго Гения, и если бы он это написал, он оказал бы людям большую услугу; ведь только он, сын мой, как Первородный Бог, поистине знал все и произносил божественные слова. Он говорил, что “все есть едино, особенно тела умопостигаемые; все мы живем владычеством, деянием, Вечностью”. При этом ничто не имеет никакой протяженности в умопостигаемом и ум, управитель всех вещей и “Я” Бога, может делать все, что он пожелает».

Нередко алхимические авторы подписывались прославленными именами, чтобы прибавить веса и значимости своим произведениям, поэтому совершенно не удивительно, что могли существовать алхимические трактаты, автором которых считался Агатодемон. Профессор Брайан Копенхейвер (род. в 1942) относит Агатодемона к II–III вв. и отмечает, что работы этого алхимика сохранились лишь фрагментарно, один из лучших по сохранности текстов известен как «Ανεπίγραφος», что можно перевести как «Неподписанное» или «Неозаглавленное», в нем, в частности, речь идет о получении Луны (т. е. серебра) путем различных алхимических манипуляций. Кроме повествования о металлах и минералах в этом же трактате излагался рецепт чрезвычайно эффективного яда. При растворении его в воде жидкость оставалась прозрачной, но погруженная в раствор медь становилась темно-зеленой. Исследователи предполагают, что речь в трактате, приписываемом Агатодемону, шла о триоксиде мышьяка, высокая токсичность которого сейчас широко известна.

Те же исследователи, кто склоняется к тому, что алхимик Агатодемон все-таки был реальной личностью, предполагают, что он мог быть представителем некой школы алхимии, уходящей своими корнями в Сирию, хотя никаких фактов, доказывающих это утверждение, нет.

В исламском мире, начавшем с VII в. активно воспринимать алхимическую традицию, имя Агатодемона тоже не осталось без внимания. Но сведения о нем в арабских трактатах были самыми противоречивыми. Например, просвещенный философ ал-Кинди (801–873) утверждал, что Агатодемон был учителем Гермеса и Пифагора, а историк и географ ал-Кифти (1173-1248) считал, что и Пифагор, и Агатодемон были учениками Гермеса.

Стоит также отметить, что были и другие авторы по имени Агатодемон. Например, известен картограф II в., которого звали Агатодемоном Александрийским.

Но как бы то ни было Агатодемон остается одной из самых загадочных личностей в истории алхимии.

Чем больше вы читаете об алхимии, тем больше у вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.