"На берегу" или Регламент проекта
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЫ и НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Если риски предлагаемого проекта для вас приемлемы, смело готовьте предложение, от которого невозможно отказаться.
Теоретические рассуждения будут и дальше предваряться историями из практики, выделенные италиком. При желании их всегда можно пропустить без ущерба для понимания подхода автора к предоставлению консультационных услуг.
+++++++++
Морской хаб. Долгая история большого проекта в трёх действиях
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ МАРЛЕЗОНСКОГО БАЛЕТА
...Оперативно дополнили опросник для индусов вопросами, уточняющими заинтересованность таких производителей, как Nike, Adidas, Inditex и т.п. в появлении нового хаба на Севере России. Всё подтвердилось! Даже Coca и Pepsi, готовы были отгружать концентрат для своих боттлеров в наш транспортный узел, при условии появления там необходимой инфраструктуры.
Теперь идею хаба надо было «упаковать».
Едва ли не все морские грузы из/в Европу переваливает Роттердам. Ещё в XIV веке через него завозили английскую шерсть в Делфт и Лейден, а в начале XVII в порту уже было десять причалов! Сейчас длина причального фронта составляет 57 км. Годовой грузооборот 257 млн. т, это свыше 30 тыс. морских и 250 тыс. речных судов в год! Только в 2004 году порт Роттердам уступил звание крупнейшего в мире порту Шанхай. Не удивительно, что самые авторитетные консультанты по тематике морского транспорта - голландцы. С ними удалось познакомиться и привлечь к проекту через связи в Philips одного из консультантов.
С участием голландских консультантов сумасшедшая идея создания мультимодального международного транспортного хаба на Севере России стала приобретать "съедобную" форму. Немного расстраивал лишь потенциально небольшой каботаж*.
Теперь можно было вновь возвращаться к прогнозу грузопотоков и грузовой базе узла. После озвучивания перспектив создания хаба стало проще обсуждать перспективы перевалки в узле с потенциальными грузоотправителями. Учли данные по нефти и газу, состоянию атомного ледокольного флота. Хорошим подспорьем оказалась модная тема потепления бассейна Ледовитого океана и роста продолжительности навигации по Северному Морскому Пути.
В результате появился документ, переплетённый в увесистый том, с обоснованием перспективной грузовой базы транспортного узла. В качестве приложения к нему шло ещё пятнадцать томов оплаченных отчётов, отраслевых и академических институтов, индийских маркетологов и голландских консультантов.
Стало ли после этого проще? Представьте уровень столкновения интересов: государство с его геополитическими задачами, министерства и ведомства, регион, ВМФ, таможня, мытари, сырьевые олигархи, стивидоры, рыбаки, коммерсанты, экологи, общественные организации, и т.д. и т.п. Поэтому самым трудным для Консультанта было управление взаимодействием заинтересованных сторон**.
Прогноз грузовых потоков разослали на согласование в «профильные» службы, агентства и организации, в точном соответствии со списком из обновлённого ТЗ. Вначале всё необходимо было согласовать с профильными институтами моряков, железнодорожников, автодорожников и авиаторов. Процедура отняла много времени и нервов, но очень помогла в дальнейшем.
Как ни странно, «моряков» идея хаба совсем не заинтересовало! Либо они не верили в светлое будущее северного форпоста, либо были всецело заняты борьбой с конкурентами на Балтике. После вялого формального обсуждения руководящие лица легко поставили согласующие подписи.
Главными оппонентами оказались железнодорожники. Продвигая безумную, с точки зрения Консультанта, идею Транссибирского контейнерного моста, они утверждали, что без морского плеча способны перебросить грузы из Азии в Европу. Любой непредвзятый расчёт возможного грузопотока по Транссибирской магистрали говорил: не может она конкурировать с морскими перевозками, не может! Либо надо останавливать пассажирское сообщение и межрегиональные перевозки, либо строить параллельно новые пути для транзитных грузов. По-другому - никак. Но руководство РЖД упорно на всех уровнях твердило своё (к слову сказать, и продолжает!).
Всё усугублял давний конфликт из-за паромной переправы в Калининград. Без существенных государственных дотаций экономика пассажирских перевозок между материком и анклавом не выстраивалась. Нормальная тема. Дело государственное – связанность территорий. Но железнодорожники утверждали, что маршрут будет прибыльным и без дотаций. Консультант отказался подгонять результаты под ожидания Заказчика, и - контракт расторгли. Нашли более покладистых исполнителей, но время показало, что мы были правы.
Вернёмся к хабу. «Как ни мучилась, а померла» - ценой нервов и крови Консультанта документ был согласован в рекордные сроки (всего за три месяца!).
На коллегии профильного Министерства, слайды, иллюстрирующие 150-ти страничный документ, произвели фурор. Убедительно смотрелась анимированная модель грузопотоков, сделанная одним из подрядчиков. Защита прошла успешно - без единого возражения! Одновременно с нами докладывались коллеги, проектировавшие объездные дороги и тоннели в Сочи. Не смотря на очевидную модность «олимпийской» темы, наш хаб смотрелся ничуть не хуже.
Теперь можно было с полным правом опираться на согласованные данные при проектировании, построении финансовой модели и формировании бюджета.
Сдвинулись с мёртвой точки проекты по освоению прилегающих территорий под новые терминалы, включая прокладку новой железнодорожной ветки. Территория разгромленного комбината ЖБИ как нельзя лучше подошла под строительство логистических центров. Военные потеснились для ключевого в проекте контейнерного терминала.
Думаете, дальше было счастье?..
20/07/2018
===============================================
* Каботаж – перевозка грузов и пассажиров морским транспортом между портами одной и той же страны.
** Stakeholder Management (англ.) - в вольном переводе автора – взаимодействие с заинтересованными сторонами. Подробнее будет рассмотрено во 2 части книги.
++++++++
ИНТЕРЕСНО, ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ? ПРОДОЛЖЕНИЕ
Оглавление книги "Конструктор будущего" и ссылки на уже опубликованные главы смотрите по ссылке.
++++++++
пока Дзен не разрешил комментарии, пишите на адрес: samotek2212@mail.ru