Найти тему
Логистика Сибири

Росатом назначен главным на Северном морском пути

Правительство отказалось создавать отдельную структуру для управления Северным морским путём, эту функцию выполнит корпорация Росатом. Также в Правительственной комиссии получил одобрение проект закона, по которому ведомство сможет единолично хозяйничать в арктическом регионе. Единый оператор, по замыслу правительства, ускорит строительство кораблей ледокольного флота на верфях Петербурга и нарастит поток грузов на СМП.

Новые полномочия компании, управляющей всем ледокольным флотом России, регламентируются специальным законопроектом, вскоре он пройдёт этап рассмотрения в Правительстве. Впрочем, эксперты ожидают, что в него вряд ли будут внесены значительные изменения. Росатом станет ведущей конторой в Арктике, которая будет заказывать госпрограммы по её развитию, распоряжаться «арктической» частью бюджета, а также всеми ресурсами региона. Именно атомщики будут нести ответственность за безопасность и энергетику в Заполярье, состояние местных транспортных путей и всех портовых комплексов, а также средства навигации. А поскольку силами одного только бюджета арктические проекты явно не реализовать, на них потребуются значительные инвестиции — их привлечением также будет заниматься «Росатом».

Впрочем, некоторые вопросы всё-таки останутся в ведении Минтранса, а именно утверждение правил, по которым будет осуществляться проводка судов по Севморпути, однако выдаваться разрешения на проезд будут всё же после согласования с единым оператором. Что касается порядка навигации и картографическое обеспечение, то ответственность за эти сферы Росатом будет делить с Росморречфлотом, для чёткого взаимодействия будет изменена старая нормативно-правовая база.

Отмечается, что Северный морской путь необходимо перевести на круглогодичное функционирование, чтобы в будущем он работал не только на нефтяную отрасль и оборону, но также, к примеру, обслуживал арктический туризм. Для второго дыхание трассе необходимо ускорение грузоперевозки, улучшение инфраструктуры, а также разрешение на движение по акватории Арктики для судов под зарубежными флагами. Свой транспортный коридор, в частности, здесь готовы организовать китайцы: уже созданы рабочие группы, цель которых сформировать меморандум о совместном освоении российской территории в Арктике. В КНР заинтересованы в транзите сжиженного природного газа по СМП.

Львиная доля всех проектов в арктической зоне связана в первую очередь с освоением местных минеральных ресурсов, однако список грузов, которые перевозятся по Севморпути, всё же постоянно увеличивается. Два года назад объём грузоперевозок на этой транспортной магистрали сравнился с показателем советского периода и достиг 7,5 млн тонн. К 2025 году эксперты не исключают десятикратного увеличения до уровня 80-90 млн тонн грузов ежегодно, способствовать увеличению будет реализация проектов в портах Мурманск, Сабетта и других. Именно такие планы были озвучены главой Ростома Алексеем Лихачёвым на Петербургском международном экономическом форуме, а для их осуществления будет проводиться модернизация российского ледокольного флота. Уже сейчас в Петербурге строятся атомные суда «Урал», «Арктика», «Сибирь» — после ввода в строй они будут выполнять свои функции в Северном морском пути, а также в устьях полярных рек.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и заходите на наш сайт, чтобы узнать больше о мире логистики!