Найти тему
tata_aistova

Как менялась советская мода. 1920-е.

Советская мода - абсолютно уникальное явление. Появившись на руинах старого мира, вместе с новым государством, она зашагала своим путём, отличным от остальных мировых модных веяний.
Мода складывалась из тех, кто остался из прошлого века и молодых творцов молодой страны советов, из массовой одежды, выпускаемой всяко-разными фабриками, из военной формы, из попадающих в страну модных журналов братских социалистических республик и буржуазных западных изданий, попадающих в СССР из-за «железного занавеса», из рассказов людей, побывавших за рубежом, из копирования отечественными мастерицами той одежды, которую привезли «оттуда», из подражания образам советского и иностранного кинематографа.
Из всего этого и получилась такая разная, интересная и необычная советская мода. В этом выпуске поговорим о годах её зарождения - бурных 1920-х.

Октябрьская революция 1917 года свергла так ненавистного ей царя и установила свои порядки. Вечерним туалэтам с бисером и вышивкой, из муара, шёлка или бархата пришли на смену гимнастёрки (их носили как мужчины, так и женщины, подчёркивая равноправие), ситцевые блузы, прямые юбки из солдатского сукна и кирзовые сапоги.

Главный модный тренд 1920-х - кожаная куртка, ставшая символом революционной моды Советской России. На первый взгляд странно, с чего бы это страна, после двух войн, в жуткой разрухе, так шикует? Где нашли столько кожи? На самом деле знаменитые кожаные куртки были сшиты еще до революции, во время Первой мировой войны для авиационных батальонов. В то время они так и не были полностью востребованы, а после октябрьского переворота обнаружились на складах и стали выдаваться чекистам и комиссарам в качестве униформы. Поэтому Мурка из песни и сидела в кожаной тужурке, из-под которой торчит наган.
Яркий пример этого модного веяния - фильм "Собачье сердце". В подобных образах предстают Швондер со своей командой. Сам Швондер в кожанке, а мужчина-женщина в кожаном плаще.

-2

Важной фишечкой нового времени стала красная косынка – символ освобождения женщины, теперь её надвигали на лоб и завязывали на затылке, а не под подбородком, как это было традиционно принято раньше. Это знаменитое фото Лили Брик, драматической любви Владимира Маяковского ̶и̶ ̶т̶о̶й̶ ̶е̶щ̶ё̶ ̶ш̶л̶ё̶н̶д̶р̶ы̶.

-3

Наглядно можно проследить путь советской женщины в фильме "Гадюка" 1965 года. Это экранизация повести Алексея Толстого, которая описывает жизнь Ольги Зотовой, которую эта же жизнь нехило потрепала.
Такой Ольга была на Гражданской войне, когда командовала своими солдатами и была "тоща и зла, как гадюка".

-4

Вернувшись с войны, Ольга никак не могла найти место в обществе. Соседи по коммуналке и коллеги её ненавидели, она была нелюдима и всё ещё зла, как гадюка.

-5

Затем Ольга влюбилась и, как положено, преобразилась. Помогло ей в этом аккуратное платье, новая причёска, и шляпка, акакже. Шляпки, хоть и считались буржуйским аксессуаром, были очень модны.

-6

Когда Ольга, преображённой, приходит на работу, на ней платье с заниженной талией и юбкой в складку. Если бы ещё бусики, то был бы типичный образ барышни, следящей за модой.

-7

У модниц 20-х годов были те же идеалы, что и у эмансипированных женщин во всем мире - худая фигура, позволяющая носить платья с заниженной талией длиной до колен. В моде искусственные цветы, стеклярус или нити жемчуга — настоящего или фальшивого, обернутые вокруг шеи, высокие ботиночки на шнуровке, меховые горжетки из лисы или песца, каракулевые жакеты. И важнейший аксессуар – хитровышморганные шляпки.

Образ типичной модницы мы можем увидеть в романе "12 стульев", а затем в его экранизации. Правда только в одной.
Поклонники двух экранизаций давно разделились на два лагеря. Кому-то больше по душе театральность Захарова, песни и Миронов-Остап. кто-то ратует за реализм и Остапа-Гомиашвили. Лично я во втором лагере. Остап-Гомиашвили выигрывает по всем статьям, да и вся постановка тоже.
Но есть один момент, в котором Захаров Гайдая уделал - это Эллочка-людоедка. Вот как она выглядит в фильме Захарова, в исполнении Елены Шаниной:

-8

Присутствует хитровышморганная шляпка и характерный макияж с акцентом на нижнем веке, чтобы создать эффект усталых теней под глазами. Подарок двадцатым от декаданса начала века. Бровки, как положено, тоненькие-тоненькие. И многоярусные бусы из стекляруса.

-9

Модная коротенькая чёлочка и общий вид худенькой, измождённой девушки.

-10

Эллочка у Гайдая (Наталья ВОробьёва) совсем не такая. Она гораздо ближе к 1960-м. Сразу бросается в глаза ярко-крашеная голова, хной такого эффекта не достигнешь. Между тем, в 1920-е годы окраска волос ещё не приобрела такой популярности, а если и красились бы в рыжий, то хной. Первую адекватную химическую краску для волос в СССР завезли в конце 1960-х, из ГДР. Стрелки на глазах тоже явно из 1960-х.

-11

Платье у Эллочки, хоть и в складку, но современное, с открытыми плечами, на лямочках.

-12

Главным модельером в 1920-е годы оставалась великая Надежда Ламанова. Еще в 1880-х она пришла работать закройщицей в швейную мастерскую и стала, впоследствии, самой знаменитой портнихой в царской России. Выдающиеся заслуги в области моделирования одежды сделали Ламанову фигурой номер один в истории отечественного дизайна одежды. Именно она заложила основы советского моделирования. Девизом творчества художников-модельеров и в наши дни является знаменитая формула Ламановой - назначение, образ, ткань.
У Ламановой отшивались очень знаменитые дамы - Мария Ермолова, Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова. В 1920е одной из известных клиенток стала та же Лиля Брик.

-13

А великая актриса немого кино Александра Хохлова была не только клиенткой, но и моделью. На этом фото она в одном из самых знаменитых платьев Ламановой.

-14

1920-е стали годами зарождения и нового государства, и его новой культуры. Мода стала одним из важнейших её ответвлений и первым шагом становления такого уникального явления, как советская мода.