29 подписчиков

Как доказать авторство на музыкальное произведение в суде

233 прочитали

В судебных спорах по интеллектуальным правам свое авторство на песню или музыкальное произведение нужно доказывать обоим сторонам процесса. Кроме того, в данном случае большую роль играют документы и исходные файлы, чем скриншоты так как музыкальное произведение существует в звуковой форме, а не графической, как фотография или произведение изобразительного искусства.

В судебных спорах по интеллектуальным правам свое авторство на песню или музыкальное произведение нужно доказывать обоим сторонам процесса.

Документом, с которого должна строиться доказательная база — это договор на создание музыкального произведения с иным автором или исходный файл (выгрузка из программы) в зависимости от того, какая сторона процесса пытается доказать свое авторство.

Не редко бывает так, что оба произведения очень похожи друг на друга в связи с тем, что используют одинаковый бит или иной музыкальный фрагмент, который представлен самой программой. В этом случае следует поставить перед судом вопросы о необходимости экспертизы.

Судебно-музыкальная экспертиза

Автор музыкального произведения 1 обратился в суд с иском к ответчику с требованием о прекращении использования произведения 2 в связи с тем, что произведение ответчика незаконно использует звуковые элементы произведения 1 (бит, циклический луп и т.п).

Ответчик с доводами не согласился и представил результаты проведенного фоноскопического параметрического аутентификационного исследования.

Данное исследование или судебную экспертизу стоит проводить еще для проверки редактирование даты создания исходного файла. Бывают случаи, когда недобросовестный участник процесса вручную исправляет время создания файла, чтобы он был ранее, чем у настоящего автора произведения.

Так, например, было по иску гражданина В. к ООО “Музыкальный лейбл “Блэк Стар” по делу N 33-20062:

Согласно заключению специалиста, представленные аудиоматерилы истца являются по своей форме, составу, смыслу и содержанию программной заготовкой (циклическим лупом) в форме стандартной гармонической последовательности музыкального аудиоредактора FL Studio с микшированием голосовых риффов с нулевой долей авторского участия и оригинальности. Контент цифрового аудиофайла не является музыкальным произведением и не может иметь авторства. Анализ метаданных и цифровой бинарной структуры цифрового аудиофайла свидетельствует о преднамеренной фальсификации даты создания и авторства его содержимого посредством редактирования содержания тегов ID3 *. mp3-файлов.
При ручном редактировании тегов также не было учтено, что аппаратно-программные средства кроме года в обязательном порядке указывают месяц, дату и время, выставленное на аппаратуре, которые в свое время не имеют отношения к астрономическим дате и времени.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2018 г. по делу N 33-20062

Депонирование

Право авторства может подтверждаться информацией о ее депонировании в организации, занимающейся управлением интеллектуальными правами на коллективной основе, например, справкой Российского авторского общества, заявлением о регистрации произведения, текстом песни представленное при регистрации и т.п.), самой записью песни на компакт-диске или ином материальном носителе.

Использование общедоступных сэмплов (битов и т.п.)

Трудности доказывания авторства или незаконную переработку музыкального произведения возникнут в случае использования набора широко распространенных битов (сэмплов), которые являются общедоступными, и определить их авторскую принадлежность практически невозможно.

При этом стоит учитывать, что процесс создания подобных музыкальных произведений включает сэмплирование, которое представляет собой перемещение отрывка из одного музыкального произведения в другое.

Сэмпл может быть вставлен в музыкальную композицию в виде оригинального фрагмента или в форме нового, когда он исполнен заново с помощью музыкальных инструментов или голоса.

Чтобы определить правовой режим данных сэмплов (битов, отрывков), нужно определить является ли они оригинальными или производными. Для этого требуется выяснить степень творческого вклада автора в создаваемый объект.

Оригинальным будет является такое произведение, которое от начала и до конца создано самим автором. Следовательно, музыкальные произведения, которые созданы с элементами заимствования отдельных фрагментов будут являться производными, т.е. своего рода музыкальным цитированием.

Например, если по делу вы ответчик, то оспорить авторства битов истца можно путем прослушивания похожей композиции другого автора, которая опубликована ранее, чем музыкальное произведение истца

Кроме того, музыкальное произведение “OIKI – Hands Up” представляет собой набор широко распространенных битов, которые являются общедоступными, и определить их авторскую принадлежность практически невозможно. Так, похожая музыкальная композиция использована в песне “Jogi” группы “Panjabi MC”, выпущенной еще в 2003 году, которая была прослушана судом и участниками процесса в ходе рассмотрения дела.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2018 года по делу №33-18570

Правовой статус музыкального произведения из сэмплов

В данном случае будет рассмотрен вопрос правового статуса коммерческого музыкального приведения, так как в случае если композиция носит научный или информационный характер, то в силу пп.1 п.1 ст. 1274 ГК РФ, его использование возможно без согласия автора произведения и без выплаты ему авторского вознаграждения.

При заимствовании, переработке или создания нового фрагмента, но схожим по звучанию или содержанию с другим произведением или отрывком, требуется получение согласия автора оригинальной композиции в том числе на совершение любых действий, нарушающих целостность произведения

Несмотря на то, что в результате творческой деятельности внешняя форма оригинального музыкального произведения остается неизменной, его аранжировка и обработка затрагивают право автора оригинала на неприкосновенность произведения и предполагают необходимость получения согласия автора на совершение любых действий, нарушающих целостность произведения.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ права перерабатывать, воспроизводить и распространять произведения являются способами использования произведения, которыми может распоряжаться или автор или правообладатель.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 января 2013 года по делу №11-3350

Музыкальные произведения, не охраняемые авторским правом

Музыкальные произведения, на которые не распространяется авторско-правовая охрана перечислены в пп. 2, 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ (ч. 3, 4 ст. 8 Закона об авторском праве).

К таковым относятся произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, гимны Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, однако стоит помнить, что с момента утраты произведением официального режима оно вновь становится объектом авторского права со всеми вытекающими последствиями.

Что касается народного творчества, то по смыслу указанного закона, авторским правом не охраняются не только произведения народов России, но и фольклор всех иных народов мира.

При этом бывают случаи, когда музыкальное произведение считается народным благодаря общественному мнению, однако в действительности имеет конкретного автора или коллектив.

По мнению подателя жалобы, русские народные сказки часто используют художественные образы девочки Маши и медведя. В художественном творчестве эти образы изображаются именно в таком виде. Не являются объектами авторских прав произведения народного творчества (фольклор).
На товаре-домино медведь отличается по цвету и другим признакам. Приведенные доводы опровергаются, представленными в материалы дела и исследованными судом непосредственно самим товаром, реализованным ответчиком и приложением к лицензионным договорам, содержащим изображения произведений, из которых с очевидностью вытекает сходство до степени смешения с товарными знаками: «Маша» и произведением изобразительного искусства – рисунок “Маша”, исключительные права на который переданы истцу по лицензионному договору.
Апелляционное определение Пермского Краевого суда от 05 июля 2017 года по делу №33-7387

Музыкальные произведения с частичной правовой охраной

Кроме музыкальных произведений, которые полностью исключены из сферы правовой охраны, существуют произведения, правовой статус которых носит ограниченный характер.

Таковыми являются произведения, перешедшие в общественное достояние в связи с истечением срока действия исключительного права (в течение 70 лет после его смерти либо, если произведение создано в соавторстве, в течение 70 лет после смерти автора, пережившего других соавторов)

Частичная правовая охрана допускает свободное использование произведения без получения разрешения правопреемников автора и выплаты им вознаграждения, однако не допускается нарушать неприкосновенность произведения и требует указания имени автора.