Если еще в недавно офисы представляли собой открытые пространства, загроможденные столами и перегородками и лишь отрешенные кабинеты руководителей отделов разделяли их, то сейчас эти декорации из сериала «Безумцы», агенства «Стерлинг-Купер» не более чем декорации. Дизайн проекты офисов претерпели массу перемен — раньше офис был местом с исключительно ограниченным функционалом, сейчас же трудно представить себе офис крупной компании без трендовых «зеленых уголков», зон отдыха со всевозможными игровыми столами и приставками. Требования выросли и теперь офис должен создавать настроение для эффективной работы и в то же время не содержать отвлекающих элементов, а с ростом позиций бизнеса и сильной конкуренцией появляется еще одно не менее важное требование — офис должен располагать клиентов к сотрудничеству. Так, например, появилась концепция огромных и роскошных, по сравнению с остальным офисом, ресепшенов, говорящая о достатке компании. Еще один тенденция в современном мире — непрерывный брендинг и позиционирование через офис. Именно поэтому Google проводит экскурсии для туристов, а Ogilvy&Mother собирая стажеров приводит огромные студенческие группы в первую очередь в офис, а лишь после знакомит их с требованиями работы и концепции. При этом, организация пространства должна быть выполнена максимально рационально.
Как мы видим, требования к современному офису довольно жесткие, но вместе с тем рождаются отличные примеры дизайн проектов, которые им соответствуют.
Разберем основные тенденции и оригинальные решения по организации офисного пространства.
Атмосфера дома
Ни для кого не секрет, что сейчас процент людей, склонных к трудоголизму, наиболее высок — если раньше с трудоголизмом ассоциировались лишь Япония и Китай, то сейчас он медленно, но верно покоряет жителей Европы. Из-за этого и появился тренд «одомашнивания офиса». Конечно, речь не идет о том проценте домашних офисов, которые присущи людям, работающим на фрилансе или управляющим своим бизнесом через сеть. Данный тренд в дизайн проекте офисов в основном распространяется на зоны отдыха — если раньше там хватало дивана и кофе-машины, то сейчас это довольно интерактивные зоны, помогающие сотрудникам в перерыве отдохнуть «как дома». Пуфики, бильярдный стол, игровые приставки, камин — сейчас можно встретить практически все.
Зонирование ресепшена
Функционал привычного нам респешн расширился. Все чаще можно встретить несколько мягких зон или даже отдельные столы для более неформальных переговоров,промежуточного общения. Это удобно по нескольким причинам — приводить гостя в работающий отдел неудобно, это будет привлекать внимание и отвлекать остальных сотрудников; что касается переговорных, то бронирование на все короткие встречи потребует много времени (их может быть несколько в течение дня), не говоря уже о том, что в некоторых компаниях переговорные часто забронированы на недели вперед.
Open space
Говоря о принципе открытого пространства, важно заметить, что полностью его воплотить невозможно — кабинеты руководителей отделены. Не говоря уже о переговорных, в которых могут обсуждаться конфиденциальные вопросы. В целом же, концепция open space появилась довольно давно, но вошла в тренд с некоторыми изменениями: появляется разделение на офисные зоны — лаунжи, мягкие кабинки, небольшие переговорные. Акустические перегородки позволяют сохранять приватность в условиях open space и быть полезными как для личных бесед, так и для изолированной работы.
Эко-тренд
Ни для кого не будет секретом, что экологические проблемы сейчас занимают определенные позиции, на которые сейчас устремлены множества взглядов. В случае с дизайн проектом офиса это имеет двоякий характер: во-первых, «зеленые зоны» используются для символической поддержки позиций, борющихся с экологическими проблемами, а во-вторых, это отличный способ облагородить офис кислородом и натуральным очищением воздуха, в таких зонах и работать приятно, а не только отдыхать — не удивительно, что сейчас это так популярно.
Оригинальность
Выше мы уже упоминали, что на современном рынке компании стараются как можно активнее заниматься брендингом. Это во многом касается дизайн проекта — корпоративный стиль сопровождает не только стены, но и мебель и даже мелкие детали (цветовые решения, аксессуары и тд). Так, зайдя, например, в офис R&Iв Москве вы в первую очередь отметите лофт в ярко-красном цвете, украшенный всевозможными аксессуарами цвета золота.