29 подписчиков

Создатель сюрреализма

158 прочитали

Анри Руссо. Муза, вдохновляющая поэта (Гийом Аполлинер и Мари Лорансен). 1909. Масло, холст. 131х97 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Анри Руссо. Муза, вдохновляющая поэта (Гийом Аполлинер и Мари Лорансен). 1909. Масло, холст. 131х97 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Источник иллюстрации: Викимедиа.

9 ноября 1918 года в Париже умер один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда поэт Гийом Аполлинер. Происходя по матери из польского аристократического рода Костровицких и имея при рождении российское гражданство, он появился на свет в Риме, причем мать так никогда и не рассказала, кто его отец. Мальчик учился в колледжах Монако, Канна и Ниццы, а в 1899 году, когда ему было 19 лет, мамаша перебралась с ним в Париж, желая, чтобы талантливый сын блистал в творческой элите французской столицы.

Из своего длинного полного имени Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий он выбрал себе псевдонимом французские варианты двух имен: Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire). В 1910-х он уже один из ярких персонажей парижской культурной жизни, будучи репортером, художественным критиком, другом Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Руссо, любовником художницы Мари Лорансен.

Амедео Модильяни. Портрет Гийома Аполлинера. Рисунок. Карандаш, бумага. 36,5х26,7 см. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Амедео Модильяни. Портрет Гийома Аполлинера. Рисунок. Карандаш, бумага. 36,5х26,7 см. Источник иллюстрации: Викимедиа.

Настоящая слава приходит к нему с грандиозным скандалом: в 1911 году из Лувра похищена «Мона Лиза», и Аполлинера подозревают в организации этого преступления. Его арестовывают, и хотя отпускают через пять дней, но это были дни, когда о нем узнал весь цивилизованный мир. Вместе с Пикассо, которого тоже заподозрили в причастности к похищению шедевра, он не сходит со страниц газет.

Он пользуется возможностью создать вокруг себя компанию бунтарей в искусстве, и собирает круг молодых поэтов, для обозначения творчества которых сам же и придумывает термин «сюрреализм». Вместе с ним «сюр» развивают такие восходящие в ту пору звезды, как Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто.

С началом мировой войны он идет на фронт, где в марте 1916 года получает осколочное ранение в голову, а в мае переносит трепанацию черепа. Но и тут он не опускает рук, а, наоборот, триумфально возвращается в Париж, где культурное сообщество встречает его как тяжело раненного героя войны, своим примером показывающего, что «поэты воюют не хуже бакалейщиков» (афоризм Кокто).

Гийом Аполлинер. Каллиграмма «Эйфелева башня». Источник иллюстрации: Центр Помпиду.
Гийом Аполлинер. Каллиграмма «Эйфелева башня». Источник иллюстрации: Центр Помпиду.

Он знакомится с Дягилевым и Стравинским, а весной 1917 года по просьбе Дягилева и Кокто излагает свои идеи в манифесте искусства будущего, озаглавленном «Новый дух», который сразу же становится главной темой эстетических дискуссий. Манифест выходит практически одновременно с постановкой труппой Дягилева вызвавшего скандал балета Эрика Сати «Парад», оформленного Пикассо. Вокруг этих тесно связанных явлений и кипит парижская культурная жизнь летом 1917-го.

Сам же Аполлинер экспериментирует в прозе, драме и в поэзии, в частности, создает каллиграммы – стихи, расположенные на бумаге в форме женского портрета или Эйфелевой башни.

Он достигает такой степени влияния, что ему предлагают участвовать в президентских выборах, но сам Аполлинер только посмеивается над политикой и продолжает «чертить стихи» и придумывать новые выразительные приемы на стыке поэзии и рисунка.

Осенью 1918 года он умирает от испанки, оставшись одним из тех титанов модерна, которые один за другим ушли в разгар той самой страшной эпидемии гриппа.

Иллюстрация 1: Анри Руссо. Муза, вдохновляющая поэта (Гийом Аполлинер и Мари Лорансен). 1909. Масло, холст. 131х97 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Источник иллюстрации: Викимедиа.

Иллюстрация 2: Амедео Модильяни. Портрет Гийома Аполлинера. Рисунок. Карандаш, бумага. 36,5х26,7 см. Источник иллюстрации: Викимедиа.

Иллюстрация 3: Гийом Аполлинер. Каллиграмма «Эйфелева башня». Источник иллюстрации: Центр Помпиду.