Оригинальное название: Hacksaw Ridge
Жанр: Драма, Военный, Байопик, Исторический
Год выхода: 2018
Режиссер: Мел Гибсон
В ролях: Эндрю Гарфилд, Тереза Палмер,Сэм Уортингтон, Ричард Пирос, Джейкоб Уорнер, Майло Гибсон, Дарси Брайс, Кася Стельмах, Хьюго Уивинг, Рэйчел Гриффитс, Тим МакГарри, Тайлер Коппин
Десмонд Досс — первый отказник по соображениям совести, который был награждён высшей военной наградой США — Медалью Почёта(Да, та самая Medal of Honor). Во время Битвы за Окинаву он спас 75 человек, ни разу не притронувшись к оружию.
Фильм Мела Гибсона, который уже имел на своём счету «Оскар» за «Храброе Сердце», стал одним из триумфаторов индустрии кино в 2017 году. Картина была представлена в основных номинациях «Оскара», «Золотого Глобуса», BAFTA и ещё девяти разных премий, не считая «Золотую Малину» — да, в копилке фильма есть и она. Но не бойтесь, её дали режиссёру за «восстановление репутации».
Сюжет рассказывает о Десмонде Доссе в исполнении одного из моих любимых актёров, Эндрю Гарфилда, знакомого нам в первую очередь по «Социальной Сети» и «Новому Человеку-Пауку». Он адвентист седьмого дня (я не вижу в этом чего-то особенного, просто каждый критик считает, что ЭТОТ факт в статье про ЭТОТ фильм писать необходимо, а я просто иду на поводу) и под влиянием своих религиозных (и не только) убеждений решает никогда не брать в руки оружие. На самом деле в фильме ситуация прозаичнее — его мотивации формируется в открывающей сцене, где Десмонд случайно чуть не убил своего брата. После пережитого шока решение не касаться того, что может навредить — вполне адекватно и не вызывает нареканий. Особенно, если сценарий фильма основан на жизни настолько нестандартной личности, как рядовой первого класса Досс.
Многие любители писать про кино, собственно, писали, что главный герой здесь — смазливый и совсем не героический. Бегает, за девочкой ухаживает. А потом война, и он ползает где-то по неродной земельке, барахтается, пыжится и изо всех сил изображает из себя измученного боями принципиального упрямца. И это в корне расходится с моим видением персонажа Эндрю Гарфилда. На мой взгляд, актёр отлично справился с ролью. Причём в сценах мирного времени ему вполне дозволено быть милым — он же влюблен.
А ещё здесь просто чудесный Хьюго Уивинг — он ещё отца Патрика Мелроузав одноимённом сериале играл. У него вышел очень живой образ покалеченного войной человека, в котором всё ещё остались хорошие черты — честь, умение отстаивать доброе имя своей семьи, к тому же он достаточно мудр, и в итоге принимает выбор своего сына, от которого так старался его уберечь — уход добровольцем на войну.
Остальные персонажи запомнились мне чуть меньше. Тереза Палмер, которая сейчас играет главную роль в сериале «Манускрипт Всевластия», была просто хорошенькой девушкой главного героя/функцией, которая важна для становления на экране Десмонда Досса, но не имеет своей истории. Из наиболее ярких образов можно ещё упомянуть героя Сэма Уортингтона — капитана Гловера. Он играет в сюжете роль поважнее и несколько выходит за рамки персонажа-функции. В его сюжетной линии есть чёткое разделение на «до» и «после» кульминации, во время которой герой развивается.
Раз уж речь зашла о картине Мэла Гибсона — после просмотра я вдруг понял, что это не первый фильм отставного Макса Рокатански, который я посмотрел. Я знаком с «Храбрым Сердцем» и «Страстями Христовыми», и на момент просмотра оба фильма меня достаточно сильно поразили. Больше, чем «По соображениям совести». Лента безусловно талантливая в плане режиссуры, драматургии (не то, чтобы фильм был гениальным, но он выделяется как минимум проработкой трёх персонажей и достаточно сильными сценами диалогов), а также работой всей съемочной группы, о чём свидетельствуют «Оскары» за звук и монтаж. Но в фильме, лично на мой взгляд, эмоции слегка не дожали. Я не плакал. А хотелось.
Не обошлось, конечно, и без религиозной тематики, но это ни в коем случае не попытка навязать зрителю свои убеждения и своё видение мира. Библия здесь — просто образ добродетели. Её приверженец Десмонд Досс — человек, который хочет спасать жизнь, а не отнимать. Он сделал осознанный выбор и на деле доказал, что достоин уважения. Этим фильм действительно выигрывает. К тому же он может смело претендовать на высокую историческую достоверность. Я читал наградной лист Досса — сцены, завершающие второй акт картины будто написаны по этому документу.
Завершить материал, на мой взгляд, стоит образом войны, который представлен в «По соображениям совести». Фильм показывает нам жестокую и реалистичную сущность военных действий — порой очень натуралистично. Здесь представлена картина мира солдата, которая основана на подчинении сильному и унижении слабого. Да, солдат защищает родину, но не хочет даже думать о том, что кто-то способен сделать это лучше него. Например набожный солдат, который якобы боится винтовки. А ещё у солдата такой же сержант, а у сержанта — такой же капитан, а у капитана — такой же полковник. Люблю военных. Единственный возможный минус в том, что почти не раскрыты те, чьи пули попадали в товарищей Десмонда -японцы. Они здесь скорее выглядят как кровожадные дикари, хотя всё было не совсем так. Почитайте «Босоногого Гэна» или «Дан Приказ Умереть» — это такие японские книжки с картинками (прим.ред: речь идёт о манге, да) — там достаточно много внимания уделяется вопросу мобилизации японцев, которые только с горшка, извините за выражение, встали и сразу получили винтовку, не умея даже пододеяльник заправлять и шнурки завязывать. Но при этом в фильме присутствует сцена с сэппуку, которая довольно наглядно показывает разницу в отношении к смерти японского и американского солдата.
Фильм стоит смотреть, и смотреть не обзорно, а внимательно. В нём есть хорошо выраженный посыл и интересное отображение темы человека на войне. Это работа, сделанная по уже сложившимся и работающим правилам жанра западного военного кино.
Предыдущая статья о кино — Круглый Стол: «Веном»