Все мы прекрасно знаем и понимаем, что авангард в искусстве начал появляться благодаря абсолютно новым представлениям в сфере философии. Философские течения Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Бергсона, Хайдеггера, Сартра изменили взгляд человека на самого себя, а соответственно и на мир вокруг. Безусловно, сфера искусства не могла оставаться безмолвной к подобным переворотам в сознании людей . Философия по-новому вошла в мир театра.
Очень часто я слышу, что после посещения современных театральных площадок, люди начинают называть любой современный спектакль именно экспериментальным. Правильно ли это? Да, действительно, современные спектакли часто несут в основе своей экспериментальные методы интерпретации. Вообще театральное пространство сейчас кране подвержено новациям. Очень много новых веяний, таких как визуальный театр, синтетический, социальный – это всё множество форм проявления авангарда. Но что же делать с театром авангардным «классическим», как он появился, ведь именно он являлся отцом экспериментальных постановок изначально.
Роль экспериментального театра сейчас во многом неясна по некоторому ряду причин. Во-первых, мы не столь ясно понимаем, что в своём ключе несёт этот экспериментальный театр. Во-вторых, а какой современный спектакль не является экспериментальным ?И в третьих, в чём же роль эксперимента на сцене и почему даже традиционалисты его используют? Давайте попробуем разобраться..
Немного истории…
Начнём, конечно, с истории появления самого термина. Термин экспериментальный театр известен нам так же как театр авангардный, берущий свои истоки от прекрасного словосочетания avant garde, что в переводе означает передовой отряд. Авангард театральный , если угодно. В области искусства термин начал мелькать с 1885 года, когда французский критик Теодор Дюре перенёс его из военной сферы в следующем значении : « новые нетрадиционные художественные формы, выходящие за рамки традиционных эстетических представлений».
Все мы прекрасно знаем и понимаем, что авангард в искусстве начал появляться благодаря абсолютно новым представлениям в сфере философии . Философские течения Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Бергсона, Хайдеггера, Сартра изменили взгляд человека на самого себя, а соответственно и на мир вокруг. Безусловно сфера искусства не могла оставаться безмолвной к подобным переворотам в сознании людей. Философия по-новому вошла в мир театра . Человек, вброшенный в мир, оставшийся без основания, чуждый социуму и самому себе – вот герой,которого теперь желают видеть на сцене. Здесь, безусловно, большое влияние на развитие театрального авангарда оказала философия экзистенциализма, ведь это направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности. Сам факт существования, или как мне более близко – пребывания . Так же, близкая экзистенциализму , мифологическая интеллектуальная драма. Тот же Антуан де Сент-Экзюпери и его « Маленький принц», так же творчество Ж.-П. Сартра, А .Камю , Г. Марселя, Ж. Ануя. Экзистенциализм стал попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ века, обратился к проблемам кризисных ситуаций, в которых оказывается человек. Бытие понималось как некая экзистенция, которая в начале своём непознаваема, абсурдна. Лишь в ситуации полного отчаяния, когда жизнь и смерть, суть одно, мы оказываемся в пограничном состоянии и можем узнать, и понять истину.
Соответственно, нам просто необходимо поменять подход внешнего выражения, нам нужны качественно новые формы интерпретации, новые методы, так сказать. Авангард создаёт новый художественный опыт, путем поиска и отрицания предыдущих консервативных , обывательских, традиционных подходов .
Возникновение экспериментального театра.
Экспериментальный театр возник в конце ХlХ века одновременно с образованием Западного театра во главе с Альфредом Жарри (1873-1907). Мы просто обязаны сказать здесь про его пьесу « Король Убю», впервые поставленной в 1896 году на сцене символистского театра «Творчество» в Париже. Обязательно советую ознакомится с данным произведением. В «Короле Убю» подчеркнуты два мотива, характерные для всех следующих сочинений про Убю: беззастенчивая жажда власти и неотъемлемая от нее жажда богатства. Путь их достижения — тотальное насилие, настолько универсальное, что сминает и зачинщика — самого Убю. Эта постановка произвела огромный скандал в обществе парижан. Воспитанные на классицизме, они были крайне озадачены непривычной формой пьесы. Многие театральные критики считают, что папаша Убю породил все авангардные театральные течения ХХ века. И сюрреализм , и абсурд, и «театр жестокости».
Экспериментальный театр использовал абсолютно новые формы взаимодействия со зрителем и работы с материалом. Пластичность и речь преображали тональность восприятия и устанавливали новую, более эффективную взаимосвязь со зрителем.
Чуть подробнее о зрителе. Традиционно публика считалась пассивным наблюдателем, но многие последователи экспериментального театра хотели изменить данный стандарт. Например, Бертольд Брехт считал, что «впечатления, чувства и мысли зрителя определялись впечатлениями, чувствами, мыслями действовавших на сцене лиц». Аугусту Боал мечтал, чтобы публика сразу реагировала на действо. Антонен Арто старался воздействовать непосредственно на подсознательный уровень восприятия зрителей. Более того, роль эксперимента подействовала и на смену сценического пространства . Театр ушёл со сцены. Стал более подвижным, а сам зритель стал участником театрального действия. Аудитория могла видоизменить свои взгляды, ценности и убеждения по отношению к сюжету выступления и самой его теме. К примеру, во время сцены избиения, актёр мог подойти к аудитории, «оценочно взглянуть» на одного из зрителей и вызвать его на поединок прямо на месте. Испуг на лице человека крепко-накрепко запечатлел бы посыл «ужасов издевательств» в памяти самого зрителя и всей аудитории.
Таким образом, главной целью постановщиков-экспериментаторов стало воздействие на общество или хотя бы на публику, собравшуюся в зале. Зритель должен был переосмыслить факт своего существования, поведения и восприятия мира.
Что именно изменилось с возникновением экспериментального театра?
1. конструкции помещения;
2. темы пьес;
3. постановка движений и речи;
4. общее настроение пьесы;
5. взаимодействие с публикой
А вообще, для того , чтобы лучше понять современный экспериментальный театр, обязательно нужно ознакомится с творчеством некоторых театральных площадок :
1. Центр им. Мейерхольда
2. Электротеатр Станиславский
3. Боярские палаты СТД
4. Театр Практика
5. Театр.doc
Закончить хочется словами великолепного Владимира Ивановича Немировича-Данченко: «Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует скоро стать академически-мертвым». Любите экспериментальный театр, а главное понимайте.
Если вам понравилась данная статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это лучшая благодарность.
Еще больше материала на gutenbergpress.ru
Также подписывайтесь на нашу группу Вконтакте