Александровская слобода, опричная столица при Иване Грозном (1564-1581), овеяна легендами. Одна из них повествует о десятилетнем проживании будущей императрицы Елизаветы Петровны в своей вотчине, доставшейся ей в наследство от матери. Но откуда взялась такая версия?
В 1874 г замечательнейший краевед Н.С. Стромилов опубликовал свою работу «Цесаревна Елизавета Петровна в Александровой слободе». В ней он выдвинул версию, что «Царь-Девица» бежала из столицы, спасаясь от преследований князя И.А. Долгорукова. Получается, что в Слободе она появилась при императоре Петре II (царствовал с 1727 по 1730), еще до восшествия на престол Анны Иоанновны (царствовала с 1730 по 1740).
Как пишет Стромилов, «Елисавета Петровна, полюбя свою вотчину, Александрову Слободу, приказала в ней выстроить себе для приезду по плану общего тогдашнего домового и теремного строения, просторные хоромы на каменном низе, против нынешнего Христорождественского собора, искони главного храма в Слободе, на торговой ее стороне». Рядом с дворцом появились и хозяйственные постройки, обеспечивающие дворцовые нужды. Цесаревну сопровождала довольно значительная свита из приближенных придворных, слуг, шутов и т.д.
По мнению краеведа, Елизавета Петровна уехала в Слободу в сентябре 1728 г, т.к. «она должна была покидать очарованного ею племянника-Императора, притворявшегося в угождение Долгоруким, в своем к ней охлаждении». Далее Стромилов приводит выписки из дневника дюка Лирийского, в котором он пишет, что цесаревна была на богомолье почти весь август 1728 г. и «на своей даче» с июня по ноябрь 1729 г. А французский резидент Маньян в своих депешах от 3 апреля 1730 года написал, что Елизавета Петровна не проявила никакого интереса к престолу после смерти Петра II и «наслаждалась в это время деревенской жизнью».
А чем же «Царь-Девица» занималась в своем поместье? Обратимся к Стромилову: «Любимою потехою Цесаревны … была охота, во всех ее видах, ставшая, так сказать, современной модой. Ей-то она и посвящала все свое время в Слободе, будучи в душе страстной охотницей за зайцами. Статная красавица, она выезжала верхом в мужском платье и на Соколиную охоту, для каковой забавы в Слободе и имели Охотный двор на окраине Слободы, к лугу, по реке Серой, который до сего времени называется Охотным (ныне отчасти застроенным фабрикою купца Н.И. Баранова), где и тешились Цесаревна напуском соколов… так что этот Охотный двор был скорее Сокольней. Около него стояла и Конюшенная слобода, с жившими в ней стадными конюхами, у Государева Конюшенного двора, с которого, для Цесаревниного дворца и поставлялись лошади, завод которых в Слободе славился еще при Петре Великом, ее отце, наследовавшем все это от державного брата, Царя Федора Алексеевича во все свое царствование неусыпно радевшего о благосостоянии Слободы».
А вечера «чуждая родовых предрассудков» дочь Петра проводила шумными посиделками со Слободскими девушками. Они пели народные песни, до которых Елизавета Петровна («прекрасная голосистая певица») была «страстной» охотницей. На Святках «собирались к ней ряженые Слободские парни и девки», на масленицу «у своего дворца (против церкви Рождества)» она с ними каталась на салазках с Царевой горы. «На житном дворе … (около Староконюшенной, где ныне дом купца А.М. Зубова) хранились долго ее длинные сани на 4 человека. А еще «хозяйка Слободы» могла промчаться по ее улицам на разудалой тройке. Кроме этого, «Цесаревна любила смотреть на игры Слобожан, метала из окна дворца пригорошнями деньги, … забавлялась хороводами… с шумными припевами круговых песен на широком лугу… (место это доселе называется Царским лугом, против дома Н.М. Соколова), от близ стоявшего тут некогда дворца Царского, видавшего в своих стенах чаще всего Царя Федора Алексеевича, а также Царя Алексея, и другого его сына, Петра, по указу которого он и передан, вместе с бывшим тут издавна, едва ли не со времен Грозного, садом, по чему и ныне эта часть города называется Садовней, соседнему с ним монастырю Успенскому. Каталась Царевна по реке Серой, зимой на коньках, а летом на лодке».
И это была первая часть жизни Елизаветы Петровны в Слободе – счастливая, разгульная. А с 1731 года, когда ее фаворита А.Я. Шубина сослали в Сибирь, началась вторая – богомольная и покаянная. В ограде монастыря была пробита дверь, к которой вела тропа через Царский луг за церковью Богоявления.
При этом Николай Семенович не приводит каких-либо сведений из исторических источников. Он пишет это, основываясь на рассказах старожилов.
Будучи императрицей, Елизавета Петровна посетила свое имение один раз – 6-7 марта 1744 года. Выписку из «Камер-Фурьерского журнала» приводит Н.С. Стромилов: «изволила иметь шествие» из Троицкого Сергиева монастыря в Александрову Слободу», куда она и прибыла в 6 вечера. Сначала прошел торжественный молебен в тогда еще деревянной главной слободской церкви Рождества Христова. Затем была трапеза во дворце с сопровождавшей императрицу свитой, к которой примкнул вернувшийся из ссылки А.Я. Шубин. А на следующий день Елизавета Петровна посетила Успенский монастырь и в три часа пополудни выехала в Троицкий монастырь.
В книге известного александровского краеведа нигде не упоминается, что Елизавета Петровна безвылазно прожила в Слободе 10 лет во время правления ее кузины Анны Иоанновны. Откуда появилась такая версия, кочующая из одной «биографии» императрицы в другую, не понятно.
Зато кропотливая работа научного сотрудника Музея-заповедника «Александровская слобода» И.А. Орловой в РГАДА позволила установить, что «указаний на то, что Елизавета Петровна после 1730 года (отъезда в Петербург) не только в Александрову слободу, но и другие свои подмосковные имения возвращалась в годы до восшествия на престол, на сегодняшний день не найдено».