Будут ли айтишники править миром?

Однажды у меня подглюкнула мышь. Забавное электронное животное стало вести себя словно сильно пьяное: курсор на экране отзывался на руководящие движения вяло, замедленно и невпопад, словно я пытаюсь размешать застывающий бетон пластиковой трубочкой для сока.

Такое бывает, я знаю, – но природа этого глюка мне, тем не менее, непонятна. Несколько резких движений мышью не помогли — я чуть не вырвал её хвост из USB-разъёма, но курсор продолжал оставаться ватным.

Не зная, что ещё предпринять, я вынул провод из разъёма и вставил обратно. Не помогло. Тогда я снова вынул его оттуда, перевернул мыша, подул ему в отверстие оптического глаза и даже стёр прилипшую к его коротким пластиковым ножкам пыль. Затем вставил провод обратно в USB – и заработало. Даже чуть лучше, чем было – мыша стала бегать совсем как новая, только после покупки.

Друг участливо прокомментировал случившееся в чате словами, что «отдохнувшие и свежие драйвера» помогли. Почему бы и нет — всё равно я не знаю, что на самом деле произошло.

Даже если мои манипуляции и были правильными — они не были осмысленными.

Интуицию, конечно, тоже игнорировать не стоит, но она всего лишь базируется на повторении пройденного и базовом понимании мира.

А базовое мироощущение механистично: в данном случае, я поступил, как поступил бы мастер часовых механизмов с поломавшимися ходиками – вынул бы механизм из корпуса и прочистил его от пыли для начала.

Практики первых врачей тоже были механистичными: если человек болеет – значит, в нём есть какая-то зараза, которую можно вычистить механическим путём, например – кровопусканием.

По сути, это стандартный подход к любой проблеме: разобрать, очистить от лишнего, собрать. Если не помогло – изучаем вопрос подробнее или зовём специалиста.

Специалист – это такой человек, который уже потратил своё время на изучение проблемы. Однако он не вечен, как и все мы. А что случится, если специалиста рядом не окажется?

Правильно, всё будет примерно как в случае с глюкнувшей мышью: несколько базовых действий, подсказанных интуицией – и хорошо, если помогло. А если нет?

Выхода два: изучать проблему и становиться специалистом либо смириться и купить новую мышь, к примеру. Или пользоваться тачпадом.

В мире так часто бывает – артефакты переживают тренды.

Вот была у нас когда-то ламповая электроника, но потом все перешли на транзисторы – а ламповые приемники или телевизоры оставались во многих домах после этого в течение десятилетий.

Причём агрегат есть, а специалистов нет – все давно переучились микросхемы паять.

Вот и приходится решать возникающие проблемы со звуком/изображением как велит инстинкт – кулаком по корпусу.

А что именно там происходит, что картинка стабилизируется и звук появляется – никто объяснить не может.

То есть причинно-следственная связь в голове устаканивается, а природа её остаётся, тем не менее, неясной.

Благоприятная почва для мистицизма.

У Айзека Азимова в «Основателях» есть рассказ о касте технарей, живущей на осколках некогда могущественной Империи.

Однажды у меня подглюкнула мышь.

Империя эта создавалась на века и строились там тоже на века: ядерные реакторы, дававшие тепло и свет её планетам, освещали их и обогревали и тогда, когда от самой державы разве что радиоэхо осталось.

Техники этой империи, создававшие реакторы, оставили подробные инструкции по их эксплуатации, с описанием возможных неполадок и действий, которые помогут их устранить.

С закатом империи исчезло техническое образование, забылась ядерная физика. Атомная энергия с исчезновением специалистов по ней превратилась в невозобновимый ресурс.

Но свет и тепло всё также были нужны жителям потерявшихся на просторах галактики одиноких планет – и имперские АЭС стали важнейшей ценностью, а потомки имперских технарей, хранившие знания по их эксплуатации – элитой.

Чтобы удержать власть, им приходилось тщательно оберегать свои секреты, а сам процесс добычи света из энергии ядра атома – окутать мистической тайной и дополнить ритуалами для пущей важности.

Они стали жрецами нового культа, инструкции предков – их библией, а их работа – служением.

Возможно, это и утрированный сценарий — но не абсурдный: по сути, Азимов просто спроецировал отношения обывателя и техники в будущее.

Грозит ли нам увеличение разрыва между юзерами и айтишниками до степени превращения их в новые сословия?

Один из стереотипных айтишных образов — нелюдимый, асоциальный задрот, который кодами и алгоритмами интересуется больше, чем людьми, а юзеров считает ламерами, — уже даже производит достаточно высокомерное впечатление.

Однако, в тех формах, что описаны Азимовым, царство IT-специалистов точно не грядет.

Во-первых, система с ярко выраженным внутренним контрастом, в естественных условиях, без искусственного влияния, обычно имеет тенденцию к снижению контраста, а не увеличению дистанции.

Вчерашний ламер умнеет и набирается опыта, а там уже и смена поколений на подходе, когда экономически активными станут люди, многие из которых пользоваться планшетом научились раньше, чем говорить.

Во-вторых, шансы, что произведения современных техников переживут их самих – пренебрежительно малы.

Задачи «чтобы внуки пользовались» перед производителями мобильников, холодильников, машин и ноутбуков не стоит.

Зато культ брендов вместе со сравнительным удешевлением электроники делает срок службы техники относительно коротким – потом она либо ломается, либо устаревает.

Так что, описанная Азимовым ситуация, когда инженер всю жизнь учится обслуживать уже созданные машины, маловероятна — наоборот, каждому инженеру за свою жизнь придётся переучиваться ещё много-много раз.

Куда вероятнее, что, вместо расслоение по этому признаку, нам следует ожидать постоянно растущий средний уровень понимания и умения работать с софтом и железом.

Так что неуверенным юзерам в рабство к айтишникам попасть не грозит, а после наступления технологической сингулярности, куда вероятнее, что мы все будем уже в рабстве у ИИ.