И снова – о природе. В Новокузнецке, на площадке комплекса «Кузбасская ярмарка» уже открылась Межрегиональная художественная выставка сибирского пейзажа под названием «Родина — Сибирь», которая будет работать до 25 ноября. Как сказано в анонсе, на ней будет представлено свыше 200 работ живописи и графики, среди авторов которых не только известные в своих регионах мастера, а даже академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств.
Такое ощущение, что город этот с ежегодными выбросами в атмосферу более 300 тысяч тонн вредных веществ (стабильно входит в ТОП-10 самых грязных промышленных центров страны), подступы к которому со всех сторон перерыты угольными разрезами, выбран не случайно. И теперь те, кто забыл, как выглядят морозная идиллия таежного поселка в вечернем полусумраке, грибы и лесные ягоды на полянке, залитой солнцем, птички на вековых деревьях, может увидеть это хотя бы на дорогих полотнах.
Ни в коем случае не сомневаясь в таланте и в самых добрых намерениях авторов природных зарисовок, канал «От советского информбюро» предлагает собственную версию современного пейзажа Сибири. Хотелось бы предъявить отдельные работы, так сказать, вне конкурса. Тем более что подобраны они случайным способом, а многие из них принадлежат «кисти» неизвестных авторов. Впрочем, данные пейзажи вполне могут и перекликаться с работами отдельных художников, чьи произведения представлены на «Родине – Сибири». Не вечно же доминировать на выставках аналогам Левитана и Шишкина с их грачами и медведями на сказочном фоне. Огромный БелАЗ под ковшом экскаватора и разлетающаяся по округе, подхваченная ветерком, угольная пыль, желто-сине-зеленая речка с высыпавшими на берег рыбаками, застывшая нефтяная жижица в лунном сиянье… Разве такие сюжеты не способны вдохновить творческую натуру?
Однако, достаточно слов. «Полотна» следует все-таки оценивать глазами, чувствами, которые они пробуждают, а не сопровождающим их текстом. Первая картина, представленная на ваш строгий суд, имеет условное название «Покорение Сибири Дунь Бо». Самого Дунь Бо (в переводе с китайского – Щит воина Первый) мы на произведении не видим, да в этом, по замыслу авторов, и нет необходимости, коль речь идет о пейзаже. Просто хотелось бы обратить ваше внимание на стремление художника к симметрии отдельных элементов, торчащих из земли, а также к тому бесконечному пространству, которое открывается нашему взору. Автор как бы говорит: да, еще недавно здесь была непроходимая тайга, где гибли люди, то заблудившись, то встретившись с хищным зверем. А нынче благодаря Дунь Бо, если напрячь зрение, то вполне можно разглядеть даже столицу КНР.
Как там говорили совсем недавно: «Не надо ждать милостей от природы…»? Давно не ждем, как уверяют авторы следующего произведения – выходцы из Кузбасса. Мы с вами видим, что коллектив художников не поскупился и на зеленую краску, но прекрасно понимаем, что эпоха доминирования лесных насаждений – день вчерашний. Поэтапно, километр за километром вширь и вглубь, здесь будет разрабатываться земля, пока не вырастет огромная могила для всего живого. Вы можете спросить: «А зачем?». Наивный вопрос. Только тогда и заживем – богато и весело, как следует из постановлений правительства страны и принятых Госдумой законов.
Впрочем, и местная власть тоже гарантирует рывок, не только федералы. Говорят, что генератор идеи вот этого произведения – Сергей Цивилев (нынешний губернатор Кузбасса), выступивший в соавторстве с группой авангардистов из угольной компании «Колмар». Произведение было написано в Якутии не так давно – пару лет назад, на реке Чульман. Обратите внимание на диссонанс, который создают стоящие вдали березы. Они явно лишние в этом северном краю страны, не будучи пущенными на дрова или карандаши. Впрочем, полотно так и называется «Бардак на горизонте».
Следующий сюжет навеян присутствием человека на озере Байкал. Нашего человека. Кто-то считает данный водоем достоянием Земли, кто-то называет его главным резервуаром пресной питьевой воды на планете, но мы-то с вами знаем, что озеро – исключительно российское. А значит, никакого отношения к мировому сообществу не имеет. И уж если требуются России гниющие там водоросли «спирогира», то так тому и быть. Иное не патриотично и осуждаемо. Художник умышленно оставил «за кадром» промышленные стоки, спускаемые в глубоководное озеро, чтобы каждый мог в силу своего воображения представить ту мощь современной индустрии страны, которая расположилась на берегах Байкала, тот потенциал российской экономики, который сделает страну еще богаче. Вы видите, как вдали уже стали появляться домики с благоустроенными квадратными метрами? И это – только начало.
А это произведение называется «Югра. XXI век». Автор пытается обратить внимание не только на индустриальный пейзаж в нефтеносном регионе, но и на те проблемы, с которыми приходится сталкиваться лучшим людям отрасли. Иногда нефтяникам запрещают вырубать лес под предлогом незаконности действий. И художник наглядно демонстрирует: если не вырубать, то получается не очень эстетично. И даже зарегистрированный судебными инстанциями случай в 2017 году, когда «Был зафиксирован факт осуществления работ компаний, выразившихся в имитации роста спиленных ранее деревьев, путем втыкания стволов спиленных деревьев в грунт с целью придания им вертикального положения», тоже не выход. Нельзя отвлекать людей от созидательного труда.
В нашей коллекции есть еще немало великолепных произведений, прославляющих именно индустриальный пейзаж, но по разным причинам не фигурирующим в выставочных каталогах. Если понравилось – мы продолжим вас знакомить с шедеврами, рассказывающими о преимуществах российского рынка. А также о том, как мы семимильными шагами идем по направлению к райским кущам.