"МАНХЭТТЕН" ДОС ПАССОСА - БЛЕСТЯЩИЙ КИНОЭКСПЕРЕМЕНТ В ЛИТЕРАТУРЕ

184 прочитали
   Роман американского писателя Джона Дос Пассоса «Манхэттен» (Manhattan Transfer) был опубликован в 1925 году.

Роман американского писателя Джона Дос Пассоса «Манхэттен» (Manhattan Transfer) был опубликован в 1925 году. До этого он успел издать два романа: незрелый «Посвящение одного человека – 1917» (One Man's Initiation: 1917, 1920) и принёсший ему первый успех «Три солдата» (Three Soldiers, 1921). «Манхэттен», наряду с «Трилогией США», является лучшим произведением автора, в котором наиболее полно отразились его литературные дарования.

   Роман американского писателя Джона Дос Пассоса «Манхэттен» (Manhattan Transfer) был опубликован в 1925 году.-2

Роман-монтаж-эксперимент.

«Манхэттен» - это, прежде всего, экспериментальное произведение. Это роман-монтаж. Пожалуй, ещё никогда так близко литература не соприкасалась с новым искусством кино. Сам Дос Пассос признавался, что начал экспериментировать с прозой после просмотра ленты Д.-У. Гриффита «Рождение нации» (1915). Позднее на него оказал влияние великий русский режиссёр С.М. Эйзенштейн.

Дос Пассос перенёс в литературу основной принцип немого кино, который сам С.М. Эйзенштейн определял как монтаж. Поэтому в романе такой «клочковатый» разорванный сюжет. Его наполняют обрывки чужих разговоров, вырезки из газет, потоки сознания и внутренние монологи множества персонажей, которые внезапно появляются из ниоткуда, и так же внезапно выпадают из повествования, порой навсегда. «Манхэттен» это коллаж из этюдов и зарисовок повседневной жизни героев, чьи образы весьма схематичны и размыты. На первый взгляд, это скорее социальные типажи, нежели персонажи.

Голос автора за кадром.

Из-за отсутствия линейного повествования и нечёткости героев, может сложиться впечатление, что в романе отсутствует голос автора. По этой причине многие американские критики называли «Манхэттен» коллективистским романом. На самом же деле отсутствие авторской оценки в романе мнимое и кажущееся. Калейдоскопичность повествования, состоящего из обрывистых зарисовок городской жизни, объясняется экспериментальным методом Дос Пассоса. Он показывает объективную действительность при помощи отдельных «кадров» без вмешательства авторского голоса, подобно тому, как это делалось в кинематографе.

   Роман американского писателя Джона Дос Пассоса «Манхэттен» (Manhattan Transfer) был опубликован в 1925 году.-3

Город – главный герой романа.

Таким образом автор преследовал следующую цель - сделать Город главным героем романа. Нью-Йорк, символ США, показан как бездушный всепоглощающий механизм, ломающий человеческие судьбы и сталкивающий их друг с другом. В царстве математически прямых улиц и стальных небоскрёбов нет места индивидуальности и проявлениям живого начала. Однако ошибочно полагать, что Дос Пассос выступил в роли безучастного хроникёра, не желающего оценивать и анализировать происходящее. Достаточно глубже всмотреться в трагичность отдельных историй, чтобы понять общую тональность произведения. Своими зарисовками автор даёт прозрачные намёки на очевидные акценты романа. Социальные неравенство и незащищённость, деньги как единственное божество Нью-Йорка, стирание индивидуальных и личностных начал в погоне за прибылью и успехом, классическая для американской литературы 1920-х годов тема краха мечты.

Полифонный монтаж.

В структуре романа важную роль играют «миниатюры-эпиграфы» в начале каждой главы. Эти поэтичные описания глубже погружают нас в мир огромного мегаполиса, в образе которого сочетаются элементы антигуманности и новой урбанистической красоты. По сравнению с эпиграфами стилистика самого повествования более скудна эмоционально, хотя и не лишена метафоричности. Дос Пассос использует в романе весьма непривычные для своего времени повествовательные средства. Например, сложный комплекс ассоциаций, благодаря которому соединяются далеко расходящиеся планы изображения, поток сознания героев, возвращающий к ранним стадиям действия, что помогает создать непрерывность хронологии и сюжета, а во внутренних монологах доминируют мотивы пустоты, крушения и духовной катастрофы, определяя общую тональность романа. Несмотря на всю сложность художественной организации произведения, общая содержательная схема намеренно проста и прозаична. Таким образом, передаётся мысль о безличности бытия в огромном мегаполисе, об однотипности, механистичности разыгрывающихся здесь драм, искусственности и иллюзорности осуществляющихся здесь свершений. Поэтому когда на смену монотонности этих осколочных фрагментов почти анонимного существования множества людей, потерявших свою индивидуальность, приходит поэтическая насыщенность эпиграфов, появляется резкий контраст, органично вводится ощущение стремительной динамики жизни и вместе с тем её бесцельности. Посредством этого в романе реализуется важнейшая конструктивная идея – полифонный монтаж. Она легла в основу общего стилистического решения, подчинив себе и весь калейдоскоп мелькающих перед читателем зарисовок и обрывков людских историй. Кажущаяся бессистемность повествования является синхронным развитием линий, складывающихся в единую картину действительности, которая схвачена в самой своей текучести и вместе с тем осмыслена как процесс. Сущность же этого процесса – нагнетание социальных антагонизмов, поляризация сил и приближение мощных общественных потрясений.

   Роман американского писателя Джона Дос Пассоса «Манхэттен» (Manhattan Transfer) был опубликован в 1925 году.-4

Герои и героини.

Из всего множества сюжетных линий можно выделить три основных. Это истории адвоката Джорджа Болдуина, журналиста Джимми Херфа и актрисы Эллен Тэтчер. Их судьбы на протяжении романа перекликаются.

Джордж Болдуин - адвокат, который сделал карьеру на процессе молочника Гэсса Мак-Нила, попавшего под поезд городской железной дороги. В сущности, его клиент почти не пострадал, и происшествие явилось счастливой случайностью, позволившей Болдуину раздуть скандал и выиграть у ответчика большую сумму денег, как для себя, так и для пострадавшего. Впоследствии эти деньги помогли разбогатеть и адвокату и молочнику. В конце действия Болдуин становится возможным претендентом на должность мэра. С приходом богатства и успеха он растрачивает либеральную патетику своей молодости. Жизнь, хоть и в достатке, не радует его. Он устал от тяжёлой работы, на которой приходиться постоянно врать и изворачиваться, устал от потребительского образа жизни. Но Нью-Йорк для Болдуина нечто «вроде беличьего колеса, в нём крутишься и крутишься, и не вырваться никак». История Джорджа Болдуина является примером осуществления американской мечты, реализацией равных прав и возможностей, но чем больше герой добивался своей цели, тем существеннее делались его духовные утраты. Сама мечта оказалась пустой.

Эллен Тэтчер молодая актриса, ставшая впоследствии популярной журналисткой. Изначально в её жизни всё складывается неудачно. Театральная жизнь оказалась не той, какой она себе её представляла. Легкомысленное поведение, свойственное актрисам тех лет, оборачивается чередой однообразных и скучных романов. Она уходит от неудачника актёра Оглторпа, затем от своего второго мужа журналиста Джимми Херфа, которого она также считала неудачником, и наконец, выходит замуж за богатого и успешного, но слишком зрелого для неё, Джорджа Болдуина. Она не испытывает с ним ни любви ни счастья, но у натур, подобных ей, нет духовных сил сделать нравственный выбор.

Джимми Херф является во многом автобиографическим героем. Херф отрицает нормы буржуазной морали. Он отвергает предложение своего дяди и опекуна пойти работать в хорошую фирму и жить в достатке. Однажды побывав в конторе, он не возвращается туда никогда. «Поток засосал Джимми, он выносит его из дверей и опять в двери, днём и ночью и утром, вращающиеся двери выдавливают из него годы, как фарш из сосиски». Казалось бы, Джимми Херф действительно идеальный романтический герой-бунтарь. Он бросает вызов обществу и его порядкам, занимается литературным ремеслом, а в конце единственный находит в себе силы покинуть чудовищный город. Но если вглядеться глубже в его образ, мы увидим, что он вечно сомневающийся, не имеющий цели потерянный человек. В детстве он мечтал стать писателем, и отказал дяде с расчётом на то, что он многого добьётся на этом поприще. Но не писатель, не журналист из него не получились, потому что он постоянно во всём сомневается, отказывает газетам, в которых ему предлагают работу, разочаровывается в писательстве, больше не видя его своим призванием, и в конечном итоге начинает пить. Он также пуст и разочарован в жизни, как и все остальные герои романа.

Персонажи.

Персонажами романа являются не только адвокаты, журналисты и актёры, но и множество других людей, к примеру, безработные, вынужденные стать преступниками, эмигранты, бездомные, некогда бывшие богачами с Уолл-Стрит и т.д. Таким образом, в романе показаны почти все социальные категории Нью-Йорка и трагедия каждой из них. Текст произведения разрывается зарисовками городской жизни, газетными заголовками и статьями, внутренними монологами героев, поэтому вначале даже трудно выделить основных персонажей романа. Посредством такого многоголосия, мастерски смонтированного писателем, выражается идея хаоса большого современного города, который безучастен к судьбам людей, живущих в нём.

   Роман американского писателя Джона Дос Пассоса «Манхэттен» (Manhattan Transfer) был опубликован в 1925 году.-5

О великий город Нью-Йорк.

Таким образом, Дос Пассос считал, что путём подобного построения он достиг наиболее полного и всестороннего воспроизведения действительности, как бы подчёркивая, что героем, точнее, началом, объединяющим этот ворох образов, зарисовок, эпизодов, внутренних монологов, газетных заголовков, является большой город – Нью-Йорк. Структура сюжета построена новаторским для литературы методом полифонного монтажа, благодаря которому появляется возможность обозреть наиболее полную картину социальной жизни Нью-Йорка. Город стоит в центре повествования, задавая тональность всем сюжетным линиям, равно как и характерам персонажей, которые завязаны вокруг него.

По поводу смелого эксперимента Дос Пассоса интересно высказался его современник, американский писатель Синклер Льюис: «Я считаю «Манхэттен» более важным во всех отношениях, чем любое произведение Гертруды Стайн или Марселя Пруста или даже этот белый кабан – «Улисс» Джойса. Ибо Дос Пассос умеет употреблять и искусно употребляет всю их экспериментальную психологию и стиль, весь их бунт против шаблонов классической литературы. Но разница! Дос Пассос интересен!»

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!!!